Наиболее затратная часть строительства парной приходится на отопление и обогрев, поэтому умельцы всегда ищут способ удешевить строительство, например, сделать печь для бани из дисков колес легкового автомобиля, грузовика или трактора. Несмотря на кажущуюся авантюрность затеи, печка из запчастей греет баню не хуже фирменной, если, конечно, подойти к сборке со всей старательностью и аккуратностью.
Чем хороша банная печь из дисков
Странная, на первый взгляд, идея построить каменку из стальных колес на практике оборачивается достаточно приличной экономией средств и огромным ресурсом топки. Разумеется, при условии, что большая часть работ по строительству банной печи из колесных дисков выполнена своими руками. Но даже если наиболее ответственная часть работ будет выполнена профессиональным сварщиком, это лишь немногим увеличит затраты. И уж сумма, потраченная на сборку печки из колесных дисков для бани по собственному проекту, будет не сопоставима с 6-8 тыс. руб., в которые обойдется заводская буржуйка.
Если быть точным, то использование для изготовления печи запчастей от тяжелой автотехники с размером дисков более 19 дюймов дает серьезные преимущества, которых нет даже в заводских моделях буржуек:
- Огромная толщина стенки в разных моделях колес в 7-11 мм. Как следствие, печь для бани из колесных дисков получается более тяжелой и массивной, чем заводская стальная или чугунная конструкция. Колесная печка остывает за два часа, тогда как фирменные конструкции банных печей из стали толщиной 3-4 мм выхолаживаются за 50-60 мин.;
- Печка из дисков для бани не боится термических ударов, как в случае топок из чугунного литья, не прогорает и не деформируется из-за тепловых напряжений. При правильном обслуживании колесная топка способна прослужить в бане пару десятков лет без существенного снижения эффективности нагрева;
- Высокое качество штампованного металла. Диски после обработки обладают высокой прочностью и жесткостью, так что стальное кольцо обода, даже будучи разогретым докрасна, способно выдержать нагрузку под 2 тонны веса.
К сведению! Печь для бани из дисков грузового автомобиля обладает одним уникальным свойством. Для розжига и быстрого набора необходимого жара можно использовать в ограниченных количествах угольный квартирный брикет или мытый антрацит. Любые другие печи с закрытой топкой в бане топятся только дровами.
После сгорания угольная зола выполняет функции теплового аккумулятора, поэтому одной закладки вполне хватает на 2-2,5 часа обогрева. За это время хозяева успевают и попариться, и стены-пол бани основательно высушить.
Из недостатков идеи использования колесных дисков для изготовления корпуса топки в бане можно вспомнить только не очень удобную форму венца, из-за которой возникают трудности со сборкой герметичных емкостей под нагрев воды. В отдельных случаях швы по линии стыка дисков приходится проварить автогеном или устанавливать промежуточный переходной поясок.
Возведение фундамента
Если печь будет небольшой, массивное основание делать не нужно. Если она будет весить более 200 кг, нужно возводить отдельный фундамент. Это можно сделать 2 способами:
- Собрать 4 отдельных столбика, уложить на них монолитную плиту. Опоры можно сделать из кирпича или забить бетонный сваи.
- Залить ленточный фундамент, который будет соединен с общим основанием.
Второй вариант более затратный. Если же вес печи небольшой, достаточно установить под ней дополнительные лаги, сделать для них подпорки. Поверх подготовленного основания нужно уложить 1–2 слоя шамотного кирпича.
- Использовать трубу как парогенератор. Если труба у вас из высококачественной нержавейки, на нее можно плескать воду и получать отличный пар. Ее температура часто бывает порядка 500°C, чего достаточно для получения хорошего пара.
- Отличная идея есть у производителя печей Ферингер. В свой конвектор на трубе они наливают кипяток. При топке печи он, понятное дело, испаряется. Пар проходит вдоль трубы по воздуховодам, одновременно охлаждая трубу и быстро прогревая парилку (влажный воздух может переносить больше тепла, чем сухой).
Что выбрать из дисков для сборки своими руками печи для бани
Любая постройка топки из стальных ободов начинается с подбора материала. Для изготовления потребуется, как минимум, 3-4 штуки колесных дисков без повреждений и видимых дефектов. Понятно, что лучше всего строить печь из ободов тяжелого грузовика. Колеса от Газели, Бычка, ГАЗона, мини-грузовиков китайского автопрома просто малы, топка получается маленькой, греющей слабо и неэффективно. Из подобных дисков получаются отличные буржуйки для времянок и бытовок.
В качестве исходного материала можно использовать несколько вариантов колес:
- Стандартный колесный диск 8.5-20 от тягачей на базе КРАЗа 65101. Удобная форма обода потребует минимум переделок, а толщина стенки в 11 мм сделает печь в бане вечной, даже если топить ее углем;
- Колесные диски 5425-3101012Д или 4310-3101012 для КАМАЗа, диаметр 503-508 мм, при ширине обода 310 мм и 216 мм соответственно.
Все перечисленные варианты встречаются как в сильно изношенном, так и в удовлетворительном состоянии. Покупать новые диски для обустройства печи в бане нет смысла, слишком дорого. Например, новый кразовский диск стоит до 100 долл., «ходят» они очень долго. Есть шанс купить пару старых ободов у водителя карьерной техники, хотя расстаются они с дисками крайне неохотно.
Лучше всего планировать банную печь из дисков КАМАЗа. Во-первых, сам обод почти на 20 % легче, во-вторых, камазовские колеса намного доступнее, так что шанс приобрести почти задаром намного выше, чем искать колеса от тягача или погрузчика.
Совет! В идеале лучше всего подыскать для постройки печи в бане из дисков от КАМАЗа безфланцевую или бездисковую модель колеса 5320-3101012.
Это относительно новая модель, рассчитанная на использование бескамерных покрышек. По сути, это всего лишь обод шириной 179 мм и диаметром 508 мм. Для установки на печь не требуется каких-либо дополнительных подрезок болгаркой, а кроме того, диск почти вдвое легче классического обода – 26 кг, против 48 кг у обычной камазовской модели.
Эксплуатация и первая протопка
Чтобы самодельная печь прослужила как можно дольше, нужно учитывать ряд правил:
Первую протопку выполнять в щадящем режиме. Для этого требуется использовать солому, большие щепки. Нельзя добавлять дрова. Протапливать печь нужно 2–3 часа. При протопке необходимо внимательно осмотреть места соединения отдельных элементов на наличие утечек дыма. Любые повреждения на местах соединения отдельных деталей необходимо замазывать глиной. Для надежного закрепления дымохода нужно использовать хомуты. Нельзя использовать топливо с различными химическими примесями
Запрещено кидать в топочную камеру пластик, химикаты, упаковки от чего-либо. Важно регулярно очищать зольник, дымоход от скапливающейся сажи, копоти.
Чтобы защитить посетителей бани от получения ожогов, необходимо собрать вокруг печного оборудования деревянное ограждение из реек. Древесину следует заранее пропитать огнеупорным составом.
Если недостаточно средств на покупку печного оборудования для бани, его можно собрать самостоятельно. Популярный вариант — печь из дисков автомобилей. Для ее сборки нужно минимум строительных материалов, практических навыков.
Конструкции печи для бани
Построить хорошую топку для парилки можно из любых камазовских дисков размером на 20 дюймов. При выборе необходимо обратить внимание, чтобы обод был не деформирован, без следов ударов или развальцовки борта. Выровнять согнутый металл толщиной в 7-10 мм в условиях гаража практически нереально, а трещину можно и заварить.
Для строительства печи в бане или парной используют два варианта топки:
- Вертикальный тип камеры сгорания. Диски одеваются стопкой и свариваются по стыкам, получается компактная, прочная и устойчивая конструкция;
- Бочковый тип топочной камеры. Корпус печи сваривается из трех ободов и монтируется в горизонтальном положении. Такая модель удобна для оборудования загрузки из предбанника или любого другого подсобного помещения.
Третий вариант, комбинированный, предполагает обустройство в бане зольника и топочной камеры из красного и огнеупорного кирпича. Диски используются на печи только для оборудования свода, каменки и бака для горячей воды.
Для строительства подобной печи в бане потребуется опыт и мастерство профессионального печника. В противном случае нагрузка от 150 кг дисков и 50 кг камней может стать причиной появления трещин в кирпичной кладке стен печи.
Как пользоваться?
Буржуйка ПОВ 57 проста в применении. Алгоритм растопки печи следующий:
- Поместить на дно резерва печи скомканную газету.
- Сверху уложить хворост, щепки, небольшое количество основного топливного материала.
- Убедиться, что поддувало печи ПОВ открыто наполовину.
- Поджечь бумагу. Если слишком интенсивно загорелась, постепенно прикрывать поддувало, пока пламя не станет оптимальных размеров.
- Доложить топлива, закрыть дверцу печи.
Старайтесь использовать сухие дрова
Если предстоит первое пользование новой печью, предварительно проверьте тягу: зажженная спичка подводится к дымоотводу, пламя и дым должны направляться строго в сторону дымовой трубы. При нарушенной тяге пользоваться печью-буржуйкой ПОВ-57 строго запрещается.
Печка долго стоит без дела (к примеру, когда хозяева уезжают с дачи, склад закрывается, летней кухней зимой не пользуются)? Специалисты советуют подвергнуть изделие консервации: покрыть внешние стенки буржуйки толстым слоем мела. Это защитит чугун от коррозии.
Оптимальный вариант изготовления «бочки» из дисков
Печка горизонтального типа ничем не отличается от банных каменок и буржуек, изготовленных из водопроводных труб большого диаметра или пропановых баллонов. Для изготовления самой простой печи из дисков необходимо подобрать три камазовских обода.
Два оставляют без изменений, третий подвергают дополнительной обрезке и удаляют фланцевую стенку. Проще говоря, необходимо вырезать кислородным резаком или мощной болгаркой дно диска, оставить один лишь обод. Внутри обода укладывают металлическую решетку колосников и приваривают к стенкам диска.
Торцы двух оставшихся колес заваривают толстолистовым металлом, толщиной не менее 5 мм. На один из дисков наваривают навесы и оборудуют дверцей, в нижней части оставляют отверстие для чистки зольника печки. Обычно для этих целей используют выдвижной лоток из металла или секторную задвижку. Печь для бани должна в обязательном порядке оборудоваться заслонкой для поддувала.
В третий диск врезают фланец для дымохода, после чего все три элемента укладывают стопкой на металлической подставке, выравнивают и проваривают стыки между кольцами. Наиболее ценным в данной конструкции является простота и легкость установки. Печку можно установить в бане безо всякого фундамента. Достаточно уложить на пол лист стали на теплоизоляционной подложке, и можно монтировать печь.
Такая схема идеально подойдет для установки в небольшой бане на даче. По завершению сезона конструкцию весом чуть более 100 кг можно увезти или убрать на хранение.
Поэтапное руководство по изготовлению колесной печки
Сборка печной конструкции из колесных дисков – занятие, не требующее специальной подготовки, но требующее навыков работы со сварочным аппаратом. Перед тем как приступать к работе, необходимо определиться с типом устройства. Это может быть печка, мангал или буржуйка. Процесс изготовления печи складывается из нескольких этапов. Самым первым является подготовка материалов и оборудования.
Перечень материалов и инструментов
Основные составляющие печи – это автомобильные диски. Наиболее подходящими являются стальные ободы от легковых авто или малогабаритных грузовиков. Крупные экземпляры, оставшиеся от многотоннажных грузовиков, требуют усилий по герметизации стыков, а печи из дисков такого размера получаются громоздкими. Для работы также необходимо подготовить следующие материалы:
- колесные диски – 4 шт.;
- листовая сталь;
- арматура;
- дверные петли;
- трубы с квадратным сечением;
- термокраска.
Для резки и соединения деталей понадобится болгарка, ножовка по металлу (для мелкой резки), сварочный аппарат, дрель, напильник, плоскогубцы, рулетка, молоток, наждачная бумага. Для покраски будут нужны кисти.
Первый этап: подготовка дисков
На колесных дисках исправляют все неровности и вмятины – форма должна быть симметричной. Поверхность очищают от ржавчины. Если имеется старая краска, то дисковые исходники прокаливают и зачищают наждачкой. Но самое главное — автодиски должны иметь гладкие ровные края. Это обеспечит плотное соприкосновение окружностей и отсутствие щелей, через которые может проникать дым. Для выравнивания каждый диск шлифуют по кругу.
Один диск из четырех оставляют в исходном состоянии, он будет нужен для варочной поверхности. Остальные три экземпляра нуждаются в дополнительной обработке. У них с помощью болгарки вырезают сердцевину. В результате должна получится полая широкая труба. При соединении этих трех составляющих получится корпус печи.
Второй этап: изготовление колосников
Колосник – это решетчатая пластина, разделяющая топку и зольный отсек. На колосник кладутся дрова или уголь, а поступающий снизу воздух обеспечивает тягу и способствует их горению. Колосники проще всего сделать из арматурных прутьев. Их режут на отрезки и приваривают внутрь одного из дисков. Необязательно делать решетку, достаточно приварить прутья параллельно друг другу.
Вместо арматуры можно использовать лист из стали. В нем прорезают щели или делают отверстия. Сталь должна быть достаточной толщины, чтобы выдержать высокую температуру. Тонкий лист быстро прогорит и не будет справляться со своей функцией.
Третий этап: сварка деталей
Для сварочных работ выбирают электроды 5 миллиметров. Заготовки сваривают по окружности между собой. Автодиск с целой сердцевиной должен быть самым верхним. Сначала сваркой края прихватывают точечно. Затем, убедившись, что цилиндр получается ровным, сваривают по всему краю. Получается конструкция наподобие бочки. При необходимости количество кольцевых сегментов можно уменьшить или увеличить.
Из стального листа вырезают круг. Если планируется использовать печь в помещении, то этот лист должен быть большего диаметра, чтобы угольки попадали на него, а не на пол. Если печь будет работать исключительно на улице, днище может быть такого же размера как и корпус. Из трубы малого диаметра вырезают четыре ножки и приваривают их к основанию печки.
Четвертый этап: устройство топки, поддувала
Следующим шагом делают топочное и вентиляционное окна. Высоту топки намечают на свое усмотрение, но чаще всего ее делают во втором диске снизу. Поддувало располагается под топкой (в самом нижнем ободе). Отверстие для него меньше, чем для топки. Намеченные прямоугольники вырезают болгаркой. Из стальных пластин делают окантовки для отверстий и приваривают их. Из металлического полотна вырезают дверки, которые вешают на приваренные к стенке корпуса петли. К дверкам крепят ручки.
Есть более просто вариант устройства топки и поддувала – без использования рамок. В качестве дверок используют прямоугольники, вырезанные из бочка цилиндра. Петли приваривают непосредственно к корпусу дисковой печки.
Пятый этап: покраска
Готовую конструкцию красят для придания эстетичного вида. Для этого сначала все сварные швы обрабатывают шлифовальной машинкой. Оставшиеся места с ржавчиной также зачищают. После этого корпус покрывают термоустойчивой краской. Другой вариант – это использование баллончика с краской, выдерживающей высокие температуры. После высыхания краски печь из автомобильных дисков готова к эксплуатации.
Видео сборки дисковой печи
Весь процесс изготовления печки из автомобильных дисков пошагово показан в видео:
Классический вариант вертикальной каменки
Идея использовать колесные диски от тяжелых грузовиков появилась достаточно давно, почти полвека назад. В первых тяжелых грузовиках, обслуживающих автотранспортные предприятия в холодное время года, нужно было прогревать воду перед заливкой в радиатор. Поэтому водители и слесари придумали конструкцию печки из дисков, которая позже перекочевала в бытовки и гаражи, и далее использовалась в бане.
Вертикальную печку из колесных дисков можно было использовать везде. Мало того, с помощью передвижной печи можно было превратить в баню даже палатку или легкий деревянный сарай, даже без дымохода. В правильно сваренной печке из дисков разводили огонь на промасленной ветоши, далее в ход шел уголь и дрова. После того как стенки дисков накалялись до малинового цвета, огонь тушили, проветривали помещение, закрывали одеялами, и бытовка превращалась в баню.
Вывод
Можно сделать вывод, что устройство печи из металлических дисков можно вполне осуществить своими руками. На практике такая печь показывает себя с самой лучшей стороны. Она очень не прихотлива к обслуживанию, не предъявляет особых требований к качеству топлива. Баня нагревается быстрее, чем от заводской конструкции аналогичной мощности.Среднее время прогрева объема в 16 м3 до 1200 С, при правильном утеплении, занимает всего один час, хотя и увеличивается расход дров. Подойдет для тех, кто достаточно состоятелен, чтобы не экономить на данной статье расходов.Долговечность и надежность конструкции проверена на практике. На форумах в сети редко встретишь негативные отзывы и комментарии. Проблемы, чаще всего, возникают при ошибках в изготовлении. Чтобы их избежать, четко соблюдайте представленные рекомендации.Однако, при всех достоинствах, конструкция также имеет некоторые недостатки:
- высокая опасность получения ожога при небрежном обращении;
- конструкция быстро нагревает помещение, но также быстро оно и остывает;
Как видим, эти недостатки не перевешивают достоинств. С ними можно вполне эффективно бороться. Устройство защитного экрана из кирпича способно решить сразу обе проблемы: снизить травмоопасность и увеличить теплоемкость печиЕще один совет — при сборке обращайте особое внимание на герметичность емкости последнего диска. Чтобы вода грелась быстрее, накройте котел крышкой.
Строим вертикальную печку из дисков
Конструкция печи, ее устройство и принцип работы понятны из приведенного ниже фото.
Корпус печки собирается из четырех дисков от ЗИЛ 131, УРАЛА или КАМАЗа. Комплект уложенных стопкой стальных ободов достигает в высоту почти 90 см, а учитывая вес воды в верхнем баке и камней, становится понятно, что конструкция получается довольно неустойчивой.
Чтобы обезопасить баню от пожара, для печки необходимо сделать классический бетонный фундамент с термоизоляцией, а для нижнего кольца, выполняющего роль зольника, использовать диск модели 43118-3101012 с максимальным диаметром обода в 560 мм. Широкая часть заваривается листовым металлом, оголовок зольника подрезают, чтобы было удобнее соединить с топочной камерой.
Следующие два кольца обрезаны по одной из сторон и сварены вместе в цельную полость. Это топка печи. Как и в зольнике, так и в камере сгорания в стенке диска необходимо вырезать лючок для загрузки дров или брикета.
Верхняя часть печи представляет собой бак с водой и каменку. Ее, как и зольник, лучше изготовить из скоростных колесных дисков с высокими бортиками. В центральной части конструкции вваривают толстостенную металлическую трубу, к которой будет крепиться ствол дымохода.
Инструменты и материалы
Есть разные модели такой печки, но удобнее пользоваться той, что составлена из трех дисков. Тогда посуду большого размера устанавливают на обратную сторону диска. Чтобы отвести дым, устанавливают трубу. Это дает маленькие теплопотери, но избавляет от разъедающего глаза дыма.
Для работы подготавливают следующие материалы:
- 3 колесных диска;
- 90 см металлического прута диаметром 10 мм;
- 20 см металлического профиля размером 20 мм;
- 1 отвод из стали диаметром 50 мм;
- 1,5 м трубы.
Величина автомобильных дисков для печки определяется размером используемой посуды. Небольшой котелок вместят колеса от легкового автомобиля. Если на мангале будут варить блюда в объемном казане для нескольких людей, лучше взять колеса от грузового автомобиля.
Нужные оборудование и инструменты для сборки конструкции:
- аппарат для сварки с электродами;
- болгарка;
- диски для резки и зачистки;
- тиски небольшого размера;
- плоскогубцы, молоток, напильник.
Важно!
Во время сварочных работ для защиты обязательно надевают специальный костюм, маску и перчатки.
Особенности изготовления печи из дисков
Все детали печки перед сборкой необходимо зачистить механическим путем, без обжига, лучше всего пескоструйным аппаратом или щеткой с металлической щетиной. Металл корпуса достаточно толстый, 6-9 мм, поэтому линию сварки нужно будет разделать под углом в 60о.
Стык проваривается в три прохода, если есть возможность, то сварить печку из дисков лучше с помощью мощного трехфазного сварочника промышленной модели. Гаражным инвертором мощностью в 2,5 кВт качественно сварить металл для печи в баню невозможно. В этом случае корпус печи только прихватывается сварочными точками, а весь шов выполняется ацетиленовой горелкой. Только так можно сделать топку безопасной для использования в бане. Никакие замазки и затирки сваренных швов глиной или жидким стеклом не допускаются.
После сварки швы зачищаются, а корпус печи окрашивается термостойкой краской. Все печные конструкции из колесных дисков относят к очень горячим, после прогрева стенки способны обжигать даже на расстоянии до метра от поверхности. Поэтому после установки печи в бане нужно будет сделать съемный экран из алюминиевой фольги, наклеенной на оцинкованный лист.
Полезные советы
Важно в месте сварки проложить качественный шов — на нем не должно быть заметно никаких дефектов. Работая со сварочным аппаратом, нельзя сразу пытаться сварить все — работа делается поэтапно
Сварив вместе детали, нужно подождать остывания шва до температуры касания. При сборке конструкции не забудьте, что для правильной работы печи важно предусмотреть размер топочной камеры под вид топлива, которым планируете пользоваться. После завершения работы обязательно испытайте конструкцию и устраните выявленные недочеты.
Внимание! Все сварочные работы должны проводиться с соблюдением правил техники безопасности, в защитной одежде и маске. Не прикасайтесь к деталям, пока они не остынут
Где купить?
Сегодня сотни специализированных магазинов предлагают армейские буржуйки ПОВ-57. По интернету можно заказать печку из другого города – товар доставят за несколько суток (в зависимости от удаленности населенного пункта клиента).
Если хочется сэкономить, стоит покупать печь армейскую не новую, а бывшую в употреблении. На площадках объявлений вроде Авито продаются буржуйки с разным сроком эксплуатации. Если печкой пользовались менее 5 лет, цена снижается на 20-30%. При возрасте печи больше 10 лет продают со скидкой в 60-70% от стоимости нового изделия.
Внимание: срок службы буржуйки составляет полвека, покупать печку старше 50 лет не рекомендуется