У каждого народа есть свои многочисленные традиции. На Руси особое место занимает традиция – “ходить в баню.” Это не просто омовение – это ритуал, непосредственно связанный с историей Руси и появившейся задолго до славян. Благодаря летописцу Геродоту, мы узнали, что баня появилась ещё во времена племенных общин. Так, до нашей эры, в V веке на территории племен, живших в районе Северного Причерноморья, летописец видел нечто, напоминающее хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни. Это и было подобие первой бани, которая впоследствии была усовершенствована. Еще один известный летописец – Нестор, описывал баню на территории Киевской Руси в “Повести временных лет”, что говорит нам о том, насколько древним сооружением была баня на Руси, возводимая в те далекие времена из кирпича и бревен.
Русская баня: история и традиции
Как история Киевской Руси связана с баней
Так, баня на Руси появилась еще задолго до славян. По свидетельствам выше упомянутого Геродота, древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), умели возводить бани и знали таинство банных процедур. Они частенько устраивали что-то похожее на походную баню. Там они они мылись, расслаблялись после изнурительной работы и просто отдыхали, а некоторые лечились. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Это и было тем саманным лечением от целебных паров.
Как правильно пользоваться эфирными маслами в бане
Летопись Геродота
Из летописи Геродота: «По сравнению со скифской баней, эллинская – вовсе ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия”. Скифские женщины делали тогда нечто наподобие современного скраба. Они до того, как начать парится в бане, растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса и других растений с приятным запахом. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.
Сведения из “Повести временных лет”
В известной «Повести временных лет», котрорую составил летописец Нестор-монах Киево-Печерского монастыря, (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), есть подтвержденные сведения о банях на Руси. Из этой исторической рукописи Нестора стало понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века. В книге «Повести временных лет» есть интересный рассказ о том, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье. После чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Этим путем он продвигался в сторону севера так далеко, что попал в город, где сейчас находится современный Новгород.
Как утеплить потолок в бане
Андрей увидел поражающую его воображение картину: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены… И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.
Русская бане не потеряла своей актуальности и в наши дни
Появление русских бань в Константинополе
В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор. Среди товаров, поставляемых в Византию, была наша баня, видимо она пользовалась спросом, поскольку в Византии стало много русских купцов. К тому же торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. А позже в Константинополе появилось русское землячество, по площади занимающее весь квартал. По сему был составлен договор, где было выведено требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.
Еще один исторический факт, описанный Нестором связан с княгиней Ольгой и относится к 945 году. По приданию киевская княгиня Ольга, желая отомстить древлянам за убийство князя Игоря, связала этот момент именно с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.
Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.
Польза бани: как правильно париться
Персонажи[править]
Водка[править]
Русский и водка неразлучны. В некотором роде сей блаародный напиток можно назвать главным героем № 0. Охотиться и рыбачить персонажам особо некогда, потому что они только и занимаются поглощением C2H5OH. Даже медведь! Даже субмарина работает в том числе и на водке.
- Антиреклама спиртного — почти все сюжетные перипетии происходят по пьяни.
- А если герои не пьяные, то похмельные. Семёнову в таком состоянии ещё и проё утерянный пистолет искать пришлось… Педаль в пол во второй части — у капитана ракетного корабля, к которому персонажи пришли «устаканить» одно очень важное дело как раз накануне учений. Башка болит, секретный пакет с боевой задачей проё утерян, противокорабельные ракеты — ушли, потому что нихрена не понимающий в военно-морском юморе гость, пребывая в таком же состоянии, начал жать кнопки рядом со стоящим на панели управления пустым стаканом. Впору самому стреляться… Впрочем, по закону жанра пакет с приказом был найден в штанах, ушедшие «в белый свет» ракеты угодили точно в цель, а благодарность адмирала подействовала на измученный нарзаном организм, подобно свежему рассолу.
Золотое трио[править]
- Генерал Алексей Михайлович Иволгин
(Алексей Иванович Булдаков[1]), военная косточка (комедийный вариант). Курит сигары. В «Рыбалке» — даже во время купания в Финском заливе! (Для съёмки сцены изготовили специальный футляр для сигары, чтобы не погасла под водой). А в «Зимней охоте» он осуждает курение, не вытаскивая сигару изо рта! - Кузьмич
, егерь с 13-го кордона (Виктор Бычков), высокий рыжебородый дядька, в первом фильме ещё и в ушанке. Просветлённый валенок: в «охоте» — слегка, а в «рыбалке» уже полностью сформировался, и получился профи с причудами. Соя, гаолян, беседка для наблюдений за Луной, африканские фотки со страусами и в ушанке… - Семёнов попроще, но от Кузьмича тоже немало набрался… мудрости…
- В формате необузданной догадки: Кузьмич — не егерь, а агент/секретоноситель, выведенный на консервацию. Отсюда и дружба с генералом Михалычем (служили вместе?), и своеобразные заморочки (по свету мотался немало, судя по всему). и пофигизм властей по отношению к творящемуся на кордоне, и регулярный доступ к сверхсекретной подлодке… Была версия, что Кузьмич — это представитель местного филиала SCP. Отсюда и русалки, снежные люди и прочая НЁХ на кордоне.
(Семён Стругачёв), обладатель типично фактурного лица. И если пьющие евреи ещё встречается на российских просторах, то пьющий еврей-мент — это уже сам по себе ходячий анекдот.
Другие персонажи[править]
- Примкнувший к главным героям финский студент Райво
Хаапасало, писатель, изучающий русские обычаи и традиции (Вилле Хаапасало, первый фильм). Финн
Раймо
Хаапасало, эпизодический персонаж — он же (второй фильм). Можно предположить, что Райво из первого фильма и Раймо из второго — это один и тот же персонаж (имена похожи, оба писатели). Подтверждением может служить то, что почти все персонажи «Особенностей…» хорошо знают финна. Опровержение — Райво побывал на охоте, уговорив своего друга Женю; Раймо — по приглашению от Семёнова (который и говорил прокурору о своих знакомствах в Финляндии).
(разве что ракеты запустил с похмелья).
Баня в средние века
Многие из первых бань предназначались для оздоровительных и лечебных целей, были построены при монастырях. К 1091 году, по приказу епископа Ефрема (потом ставшим Киевским митрополитом), было создано «строение – банное врачево – и всех приходящих безвозмездно врачевать». В это же время монах Киево-Печерского монастыря Агапий, ставший известным благодаря своему таланту к излечению, помогал больным с помощью мазей и бани. Как гласил устав монастыря, больных нужно было мыть в бане не меньше трех раз в месяц. Монахи из Киево-Печерской лавры исследовали древние греческие трактаты, которые нашлись на Руси через некоторое время после византийских походов. Монахи исследовали лечебные свойства воды и пара, чтобы понять, как они исцеляют. В своих изысках, монахи опирались на описания греческих врачей, о лечении различных заболеваний с помощью бани.
Баня на Руси строилась по схеме русской народной курной избы
Однако, баня на Руси, при этом, строилась не по схеме греческого лаконикума, а по схеме русской народной курной избы. С тех пор баня – обязательный атрибут в жизни русского человека, и хотя бы одна, непременно, была в каждом русском поселении. Кроме того, почти во всех домах была своя, отдельная баня. Строить баню разрешалось всем, у кого хватало земли. В 1649 году был назначен указ, который предписывал «мыльни возводить на полых местах и на огородах, подальше от хором». Топили частные бани только по субботам, поэтому суббота считалась банным днём. И-за чего даже общественные бани не работали в этот день.
Баня в царской России
Продолжались банные традиции на Руси и в более поздние царские времена. В конце XIX века в России насчитывалось более трёхсот тысяч бань. Общественные бани переименовали в «торговые». Ещё были дворянские бани – предназначенные скорее для расслабления, чем для омовения. Полное описание московских бань было написано В. Гиляровским в книжке «Москва и москвичи».
Санкт-Петербургские бани
Царь Пётр I, при строительстве Санкт-Петербурга, велел всем строить в основанном городе русские бани, без ограничений. Кроме того, за баню в Петербурге не нужно было платить налоги, как в других посёлках и городах России. В дальнейшем Петр основал специальную банную канцелярию, в ведении которой были бани Петербурга. Что примечательно для того времени, посещение бани было настолько доступным и стоило так дешево, что любой человек, даже самый бедный, мог свободно попариться без особых затрат.
Московские бани
В государственном архиве содержится интересная запись о том, что 11 мая 1733 года было получено разрешение от медицинской канцелярии, позволяющее завести в Москве лечебную баню, хозяин которой строжайше должен был «…использовать в своей бане только наружные болезни, и трудные операции без ведома и докторского совета не чинить. И за свой труд деньги брать справедливые и без излишков, чтобы жалоб не было». В этих, предназначенных для лечения банях, названных «бадерными», было строжайше запрещено продавать спиртосодержащие напитки. Во второй половине XIX века, почти на его исходе, крестьяне, возводившие бани, были обязаны поддерживать ее в нормальном состоянии, если потребуется делать ремонт. И так в каждой деревне.
Царские бани
Как описывал Алеариус, особое строение и условия были у царских бань в Кремле. От предбанника комната во весь рост увешана зеркалами, пол покрыт шелками, а на шёлковое покрытие набрасывалось невообразимое количество шёлковых и бархатных подушек. Слуги же опахивали парящихся опахалами из перьев страуса. На этом обслуживающий персонал не заканчивался. Каждый парящийся в царской бане, дополнительно получал по служанке, в обязанности которой входило массажировать, мыть и вытирать того, кто парится. На сколько это достоверно неизвестно.
Скорее всего Алеариус слишком нафантазировал и приукрасил. Ибо баня на Руси была везде, практически, одинаковой. Независимо от социального статуса хозяина бани, и у крестьянина, и у богатого промышленника, строение бани и процедуры почти ничем не отличались. Схема постройки бани настолько проста и доступна, что на протяжении многих веков изменений не было. Русские бани не отличаются своей роскошью, как хамам или римские термы, нет в них особенной архитектуры и залов больших площадей. Тем не менее, баня на Руси всегда была, есть и будет без запретов и ограничений.
Примечания
- Михаил Трофименков — Снять и забить // Журнал «Коммерсантъ-Власть», № 20 от 26.05.2008, стр. 60
- Новейшая история отечественного кино: 1992—1996 / Леонид Попов, Любовь Аркус. — СЕАНС, 2002—523 с. — стр. 571
- Особенности русской бани // ВидеоГид
- Худшие российские фильмы за четверть века
- Худшие фильмы, увиденные мною в 2013 году
- Видеоклуб журнала Вестник
- Александр Левинтов — Пальцем сделанное кино (рецензия на комедию для взрослых «Особенности русской бани») // Альманах «Лебедь», № 154, 30 января 2000
- Сергей Николаевич Есин — На рубеже веков: дневник ректора, 2002. — 588 с.
- Деньги, водка и Гамлет // Новая газета, № 33 от 4 мая 2006
- Дмитрий Буныгин — Make me unsee it: Петербург в трэш-кино // Собака.ru, 2013
- ↑ 12
ТВ-РЕЙТИНГ. Кесарю — кесарево…
(неопр.)
. Культура (11 мая 2000). - Черный киносписок: какие фильмы запрещены в Беларуси // Интерфакс, 2009
- Общество ON-LINE (неопр.)
. БелГазета (12 февраля 2001). - Пора пропалывать «клубнику» (неопр.)
. Беларусь сегодня (28 апреля 2001).
(неопр.)
. 7 дней. — «ТВ6 Москва 00:55 Фильм „Особенности русской бани…”. Премьера! Кинотеатр ТВ-6».- Телепрограмма на неделю с 1 по 7 мая 2000 года (неопр.)
. Правда (27 апреля 2000). — «ТВ-6 0:55 „Особенности русской бани…”». - Прошла презентация видеорелиза фильма «Особенности банной политики, или Баня-2» // NEWSru.com, 26 сентября 2000
- Мы сами написали закон о порнографии // Газета.ру, 12.08.2005
- Виктор Бычков: «Про Кузьмича я сказал всё!» // Аргументы и факты, 04.09.2017
- Эвелина Ветрова — Любовь Тихомирова из сериала «Молодожены» снималась в порно // Собеседник, 26 января 2012
- Оксана Сташенко: «Я спокойно раздеваюсь на работе» // «Россия 1», 14 декабря 2005
- Оксана Сташенко: Пьер Ришар меня разочаровал // Экспресс газета, 26 июня 2008
- Ланская Инесса.
Любовь Тихомирова замаливает грехи молодости
(неопр.)
. Экспресс газета (14 июля 2008). Дата обращения: 3 мая 2020.
От древнего Рима до Руси
А что было в те далекие времена в Европе? Оказывается, банная культура существовала и в Древнем Риме. Его правители распространили культ бань на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли про баню, и омовение, как таковое. Это произошло вследствие запрета на банную культуру. Произошло это событие по следующим причинам:
- Нехватка дров из-за повальной вырубки леса.
- Средневековая этика считала недопустимым обнажать тела для мытья.
Таким образом средневековая мораль и недостаток леса сыграли свою роль. Поэтому на многие века элементарная человеческая гигиена была забыта, Европа погрязла в собственных нечистотах и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 годы унесли жизни более 25 000 000 европейцев!
Последствия забвения банной традиции в Европе
Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Трудно себе представить, что королева Испании Изабелла Кастильская мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. А король Испании Филипп II умирал в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Даже вельможи того времени страдали от чесотки и ничего не могли с этим поделать. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Уже в XIX- XX веках дизентерию именовали «болезнью грязных рук».
Сегодня нам кажутся невероятными и дикими археологические находки средневековой Европы. Сейчас их можно увидеть только в музеях. А в те времена эти приспособления активно использовались. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности. На обозрение посетителям выставлены странные экспонаты: чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.
Музейные экспонаты, доказывающие что отсутствие бань в Европе приводило к заболеваниям, от которых страдало большое количество не только бедных, но и знатных людей
Что сподвигло французских парфюмеров на создание духов? Нет, вовсе не желание хорошо пахнуть, а необходимость скрыть запах немытого годами тела под благоуханием парфюма.
Мы тебя уже где-то видели[править]
Актёры, сыгравшие второстепенных персонажей, снимались в российских криминальных сериалах, в основном в главных ролях. В первых двух Рогожкин ещё и участвовал как режиссёр.
- «Улицы разбитых фонарей»: Василий Домрачев — эпизод.
- Андрей Зибров — полковник Игорь Градовиков, позднее бизнесмен Кнышёв.
- Михаил Пореченков — П.Царёв, свидетель.
- Андрей Краско — уголовник Зубр.
- Юрий Кузнецов — подполковник Юрий Петренко «Мухомор».
- Александр Лыков — капитан Владимир Казанцев «Казанова».
- Александр Половцев — майор Олег Соловец.
- Михаил Трухин — старший лейтенант/капитан/майор Вячеслав Волков.
- Борис Чердынцев — майор Борис Чердынцев.
- Половцев — Соловец
- Кузнецов — Петренко.
- Михаил Пореченков — капитан/майор Алексей Николаев.
Теперь об исполнителях главных ролей.
Ещё один известный фильм Рогожкина — «Блокпост» (1998), ни разу не комедия, а военная психологическая драма про войну в Чечне. И там присутствует генерал, чья фамилия не раскрывается, в исполнении всё того же Булдакова.
Вилле Хаапасало был приглашён Рогожкиным в ещё один фильм этого жанра — «Кукушка» (2002) про Великую Отечественную войну. «Кукушками» ещё с Зимней войны советские бойцы называли финских снайперов, так что кино названо в том числе и в честь героя Вилле — Вейкко
(Veikko). А потом в Финляндии его звали только на роли русских. В украинском фильме «Оранжевое небо» его героя зовут Федя, в российском «День Додо» он играет двойника Киркорова, а в финском «Сувениры из Москвы» (Tappajan näköinen mies) он — Алексей Горностаев.
А Бычков сыграл вторую главную мужскую роль в «Кукушке» — советский капитан Иван Картузов
, которого финн называл Пшолты (Psolti), ибо при попытке познакомиться поближе послал его подальше. И ещё он был ведущим «Спокойной ночи, малыши!».
Баня на Руси
А на Руси баня существовала всегда! Об этом еще писал византийский историк Прокопий Кесарийский в 500-х гг. Древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.
Простота постройки
Строение бани представляло собой бревенчатую постройку с очагом, на раскаленные угли, которого время от времени лили воду, превращая ее в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью. Мы видим, что древние славяне фактически боготворили баню и всё, что с ней связано.
Как избежать перегрева в бане: 4 основные правила
Когда появилась баня на Руси
Ведь баня появилась на территории Руси еще во времена язычества. Тогда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами. Это отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня тогда, как впрочем и сейчас, была не только местом омовения, очищающим тело от грязи, но и своеобразным лечебно-профилактическим учреждением. Здесь заболевших любой хворью людей, могли поставить на ноги.
В летописях X–XIII вв. описывают активное распространение банных процедур у восточных славян. Начиная с V–VI вв., бани носили такие экзотические названия, как: мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, напротив она укрепила свое влияние, став местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.
В былые времена было три вида русской бани: «чёрная», или курна, «белая», и баня в русской печке – влазня, лазня. По обычаю бани строятся на берегу реки, озера, или хотя бы недалеко от колодца.
Баня по-черному
Когда в бане отсутствует дымоход, то дым и копоть выходят прямо в парилку, а стены и потолок покрываются черной копотью. Такую баню окрестили баня “по-черному” . Ведь топят её без дымохода и чтобы не угореть в ней, нужно париться, проветрив парную от дыма, облив стены горячей водой из шайки и, плеснув воды на каменку (печку). Парится в такой бане – не каждый может выдержать. Для этого нужно иметь отменное здоровье.
Дымоход в бане своими руками
Современная постройка по принципу русской бани
К тому же, далеко не каждый умеет правильно растопить «чёрную» баню. Это, как особый вид искусства, сейчас, уже почти утерянный, ведь люди, владеющие умением топить баню по-черному живут вдалеке от городской “цивилизации” и это умение остается там, вместе с ними. Некоторое даже предпочитают черную баню белой, так как считается, что она лучше укрепляет здоровье. Это обуславливается тем, что температура в «чёрной» бане намного выше, и жар держится дольше. Кроме того, бытует мнение о пользе дыма, охватывающего парилку, якобы он содержит антисептические свойства.
Можно ли топить печь сырыми дровами: полезная информация
Баня по-белому
Про баню по-белому есть известная песня В. Высоцкого, прославившая этот тип топления бань. На Руси они появились гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первоначально славяне строили бани без дымохода, используя в качестве естественной вентиляции дверь, которая периодически открывалась. Поскольку в бане по-черному не было дымохода, то весь дым шел в само помещение бани, откуда он выходил через открытую дверь или трубу. После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Затем выгребают остатки углей, выпуская первый пар, чтобы он унес с собой сажу с камней. Далее уже можно париться.
Как топить баню
Русская баня на полотнах художников
А вот баня по-белому имеет отличительную конструкцию, предусматривающую дымоход. Как раз через него и выходит пар, а источником жара выступает печь-каменка.
Парилка в русской печи
Существует еще один интересный обряд на Руси, связанный с купанием. Это необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. Такая необычная, но простая процедура привлекала всех: и стариков, и детей, и больных. Если желающий попарится сам не мог влезть в печь, его попросту вдвигали туда на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помочь помыть немощного по всем правилам.
Обряд париться прямо в русской печи
Банный веник на Руси
Существует столько разновидностей веников, сколько можно насчитать действенных для парения в бане деревьев и кустарников на Руси. И начнем, пожалуй с самого удобного и легкого банного веника.
Походная баня своими руками
Березовый веник
Этот веник прямо связан с символом самой России. В краю берез наиболее распространенным, любимым многими банным веником является именно он – березовый. Сей веник лечит от различных кожных заболеваний, оказывает благотворное влияние на состояние организма. Легкие похлестывания этим веником олицетворяют массажные действия, чтобы расслабится или, наоборот, взбодрится, в зависимости от интенсивности ударов.
Березовый веник, наиболее распространенный на Руси
Что взять с собой в баню
Дубовый веник
Дубовый, более тяжелый банный веник по сравнению с березовым. Основными его функциями являются: избавление от потливости и активное влияние на заживление ран. Для любителей «жестких» процедур дубовый веник подойдет в самый раз.
Веник из смородины
Тоже жесткий, но очень полезный веник. Составляет конкуренцию дубовому. По природным данным этот веник не очень крепкий. Зато он обладает прекрасным ягодным ароматам, наполняя воздух благоуханием. Это позволяет создать дополнительно к банным процедурам – ароматерапию.
Веник из сосны
Этот вариант предпочтителен для сибиряков. Поскольку сосна – растение хвойное, то сосновый веник является источником полезных веществ. Хвоей с древних времен лечили раны и ожоги, спасались при обморожении и экземе. При банных процедурах с сосновым веником излечиваются многие заболевания дыхательных путей. Но, чтобы защитить руки от капающей смолы, нужно надеть защитные рукавицы.
Можжевеловый веник
Эксклюзив среди банных веников. На Руси считалось, что с его помощью в бане можно изгнать нечистую силу. В настоящее время таким венком себя не сильно побалуешь. Поскольку можжевельник занесен в Красную книгу и можно получить штраф, обрывая его.
Веник из ивы
Уж этот веник точно не является дефицитом. Поскольку растет ива в каждом дворе и на городских улицах. Единственное, что будет омрачать удовольствие от хлестания венком, это сами удары, напоминающие розги. Хотя данная процедура помогает избавится от ревматизма.
Веники из калины и клена
Самые легкие и мягкие из всех веников. Подойдут для новичков.
Инфракрасная сауна: польза и вред
Обычаи, связанные с русской баней
Баня на Руси всегда была местом сакральным, не просто для омовения, но для соблюдения множества традиций и ритуалов. Большинство из них ушли корнями в древнее дохристианское прошлое. Считалось, что у бани есть дух и зовут его «банник». Обычно его изображали в виде маленького старичка с длинными ногтями. Если вы его увидели – значит в доме что-то не так, либо ему не понравилось поведение того, кто парится. Скорее этот дух использовался, как предупреждение того, чего в бане делать нельзя. Например, нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно, или «охальничать». За такое поведение банник мог наказать нарушившего правила: добавить угарного дыма, плеснуть на спину кипятку, а то и вообще ободрать кожу.
Высота потолков и полков в бане и сауне
На Руси баня всегда была местом сакральным, не просто для омовения, но для соблюдения множества традиций и ритуалов
Место объединения трех стихий
Еще считалось, что в таком месте, как баня уживаются три стихии сразу – воздух, огонь и вода. А это означало обязательное наличие в таком месте нечистых сил. Зато здесь можно было гадать, ворожить, делать заговоры на изгнание болезни и прочее. После того как вся семья помоется, в бане оставляли немного «банного инвентаря» – веник, бадью с водой и разведённый щелок. Это делалось для того, чтобы задобрить банника. Который приходит париться «на четвёртом кругу», то есть в четвертую очередь после трех кругов помывшихся. Банник считался родственником для любой нечистой силы, которая приходила к нему в гости, чтобы попариться. В старину даже боялись заходить в баню в то время, когда предполагали, что её посетили нечистые силы. Если, вдруг, баня сгорела, тогда выполнялся странный пугающий современного человека, ритуал. Нужно было обязательно свернуть шею чёрному петуху и закопать его под порогом новой бани во время строительства. Чтобы с ней уж точно не случилось ничего плохого.
Да и каждое событие в жизни любой семьи не обходилось без бани. В поселках в банях принято было принимать женские роды. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы. Дабы заручится гарантией большого семейного счастья и произвести на свет много сыновей. А еще, после похорон родственники умершего, помогавшие при похоронах, после шли в баню и на сороковины.Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похороненный чист перед встречей с Богом.
В ролях
Компания в бане:
- Митрич — Виктор Бычков
- Смешливый — Олег Куртанидзе
- Простак — Олег Милеев
- Витька — Павел Степанов
- Смешливая — Ираида Соколова
- Загорелая — Ольга Зуева
- Блондинка — Любовь Русакова
«Банная нечистая сила»:
- Плотник — Александр Пятков
- Жена — Ирина Григорьева
- Гадалка — Анастасия Каденцева
- Банница — Любовь Тихомирова (в титрах — Негинская)
«Банный Левша»:
- Барыня — Оксана Сташенко
- Барин — Валерий Добронравов
- Левша — Андрей Карпов
- Кум — Вячеслав Кулаков
- Приказчик — Константин Чепурин
- Светлая сенная девка — Любовь Медведева
- Тёмная сенная девка — Елена Лущик
«Банное перемирие»:
- Маленький партизан — Олег Чудницов
- Длинный партизан — Николай Тонский
- Немецкий офицер — Михаил Котов
- Немецкий часовой — Сергей Донских
- Светлая немка — Алла Лебедева
- Тёмная немка — Мария Русакова