Лыко – что это такое? Изделия из лыка


Лапти

Пожалуй, значение слова «лыко» легче всего объяснить на примере лаптей. А что такое лапти, известно всем. Эта незамысловатая обувь служила людям не только на Руси, но и в Финляндии. Если в Европе предпочитали деревянные башмаки – сабо, то нашим предкам нравились легкие лыковые лапоточки.
На пару такой обуви для взрослого человека требуется три липовых деревца. Мужчина, занятый крестьянским трудом, снашивает их за неделю. Поэтому лапти умели плести все. Это было обычным, несложным делом. Для плетения использовали колодку.

Почти все люди на Руси носили лапти, поэтому страну называли «лапотной Россией». Костяные кочедыки (приспособления для плетения лаптей) археологи находят при раскопках эпохи каменного века. В «Повести временных лет» находим слово «лапотник». Были артели, ходившие в лес драть лыко пырком – деревянным инструментом, оставлявшим голый ствол. Из воза лыка получалось триста пар лаптей. Сам Петр Первый учился плести лапти.

Свойства лыковой мочалки

Любые натуральные мочалки жёсткие! Они отлично справляются с задачей глубокой очистки пор. Фитонциды, которыми славится липовое лыко убивают всех микробов, которых только встретит на коже!

У лыковой мочалки отличный эффект скраба, который держится до последних дней её службы, но есть и некоторые неудобства при её пользовании…

Дело в том, что тонкие полоски физически не расположены к обильному пенообразованию.

Часто производители не придают определённой формы мочалу и при покупке в пакете вас ожидает обычная связка тонких полосок связанная самой лыковой полосочкой.

Чтобы мытьё в бане доставило удовольствие и в руках вы чувствовали не бесформенную паклю предлагаю из приобретённого лыкового материала самостоятельно смастерить мочалку.

Полоски можно связать, придав форму в виде косички либо же нашить их на кусочек ткани, а можно просто закрепить с двух сторон верёвочкой.

Есть у лыковой мочалки ещё одно не очень приятное свойство – она вылезает. При трении, намыливании крошечные кусочки, волосинки осыпаются в большом количестве.

Уборка в бане после использования мочалки будет просто необходима!

И конечно, любую натуральную мочалку необходимо тщательно сушить! Бактерии и микробы обожают жить во влажной натуральной среде – тут для них рай!

От такого соседства натуральные мочалки часто трухлеют, приобретают неприятный запах и служат недолго. Мочалки нужно сушить, а перед применением обязательно заваривать крутым кипятком, чтобы они распушились и стали мягкими.

Какое значение слова «лыко» в поговорках?

До нас дошло немало пословиц и поговорок со словом «лыко». Лишь часть из них относится непосредственно к изделиям из луба, процессу их изготовления. Остальные же народная мудрость использует как наглядные примеры для аналогии, сравнения или гиперболы. Рассмотрим некоторые:

  • Лыка не вяжет – так говорят сейчас о человеке, не способном к элементарным самостоятельным действиям, или про ленивого, который уклоняется от работы. Почему именно лыко? Что это такое? Аллегория? Нет. Вязать лыко (связывать в пучки) – это элементарная операция, которую может делать даже ребенок. Связывали лыко для плетения веревок, изготовления кистей, мочалок, заготавливания пучков для будущих работ.
  • Не лыком шит – сейчас поговорка означает человека, которого не обманешь. Он не прост, имеет знания и опыт. Раньше вконец разорившийся крестьянин мог носить одежду, сшитую грубыми лыковыми волокнами, которые пригодны разве что на починку рыбацких сетей. Пояс тоже мог быть скручен из лыка. Но если у него были друзья или родственники, долго это продолжаться не могло. В конце концов человек с руками и головой на плечах обрастал новым имуществом. Те же, кто не хотел работать, пропивали поданную из милости одежду, не пользовались уважением в обществе. Про таких говорили: лыком шит, лыком подпоясан.
  • Не всякое лыко в строку – это присказка лапотников. При плетении лаптей различали строки, то есть ряды. Их подбирали по цвету и качеству. Некоторые не годились. Так говорили про тех, кто не годится для какого-то дела, выбивается из общей массы каким-то недостатком.

Вспомним старину

Глава 8
В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: «Это проще пареной репы», Или: «Да это как лапти плести». Насчет пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела — оставь еще на часок потомиться, перепрела — стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плевым делом я бы воздержался.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.

Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут еще бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, — просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст.

Рис. 157. Инструмент для плетения лаптей и бахил. Вверху слева — кочедык металлический, в средине — сучок крепкого кустарника с подходящим отростком, из которого можно сделать деревянный кочедык, какой показан внизу, справа — мялка для лыка

Предвидим вопрос. Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которо­го нельзя играть пьесы из русской истории.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и слово-то «кочедык» помнят, наверно, по скороговорке: «Выковырни лычко из-под кочедычка».

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке 157. Еще проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Рис. 158, Колодки для лаптей (верхняя) и для бахил

Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А еще проще из пеноиласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъемные (рис.158). Разъемную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Ведь все равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъемной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой

Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа — хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет — прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, .если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы Угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трех плотно стоящих, вы не нанесете ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться, на простор.

Хотим поделиться одним наблюдением. Раньше почти в каждом доме были лапти. Из луба старых лип плели рогожи. В рогожных кулях перевозилась половина грузов. Но не скудели липовые рощи. С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека, однако липнягов не прибавилось, наоборот, они перевелись. Например, в окрестностях города Владимира ях не встретишь. Но сохранились и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые.

» Мы тоже не лыком шиты».—Знаем дело и имеем достоинство.

«Не всякое лыко в строку». — Не упрекайте за пустяшный промах.

«Ободрал как липку». — Взял непомерно высокую цену.

«Поменял ремешок на лычко». — Взял плохое вместо хоро­шего.

«Надрал лыка». — Строго расправился.

«Лыка не вяжет». — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Мы привели лишь малую толику, еще не вышедших из употребления. А сколько уже забытых. Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.

На рогожу, на решета идет старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол ее должен быть тоньше чайного стакана — в рюмочку, как говаривали старые мастера.

По лыко ходят весной, когда тронется сок, в до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На.вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трех стволов.

Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными вет­ками — прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из луто-шек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда «баранки» придется замочить в ведерке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование — ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо, каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведет не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твердо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной «баранки» обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь, придется делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устра­няющий косину.

Потом все нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвертая — с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стесывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.

Продернутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру — верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.

Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырех.

Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы. Кто сплетет бахилу, тот запросто сплетет и лапоть.

Мы все время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть ее совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетете, когда окажетесь в краях, где растет липа. Сплетете уже со знанием дела.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть «сырье» можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону.

Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заостренные концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.

При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели темным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.

Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово «лыко» брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идет о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырье. Последовательность операций и все приемы ничем не отличаются.

Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплетка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырех лык. Все наши рисунки построены на четырех лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Рис. 159. Заплетка в четыре лыка Рис. 160. Заплетка стельки. Начало сгона верхних лык вниз

Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины (рис.159). Будем плести проплетку (стельку). Все верхние концы лык сгоните вниз (рис.160, 161). Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть — в двенадцать). Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.

Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Это говорит о том, что плетете вы пра­вильно, нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого краяю. Не: надо слишком перетягивать, но я не давать слабинку. И еще вы заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.

Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку — на поллыка — длиннее колодки. Если не хватает — добавьте, лишнее — расплетите.

Рис. 161. Продолжение сгона лык

Так, проплетка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок. Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы. И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так.

До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано на рисунках 162, 163, 164.

Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите вер

хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Еще раз пройдите глазом по до­рожке и уж тогда под­девайте кочедыком. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая. И дальше все пой­дет наперекосяк. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.

Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой (рис. 166).За ними переплетите все остальные (рис. 167).

Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы.

Рис. 162. Проплетка (стелька)

Берем крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем между остальны­ми тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.

Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам.

Рис. 163.164. Начало и продолжение заплетки носка

На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены.

Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот «недоплат», надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Рис. 165. Затяжка носка бахилы на колодке. 1 — колодка, 2 — проплетка (стелька, 3 — веревочка, скрепляющая стельку с колодкой, 4 — шуруп

Когда проплетете все концы от края до края, резберетесь, какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле.

Рис. 166. так плетут задник. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка. Рис. 167. Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут

Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые.

Бахила готова! Она похожа на калошу.

Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая.

Рис. 168. Носок и задник
Рис. 169. Лапоть на колодке

В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая (белая) сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь (или двенадцать) лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки.

Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. ку и там плетутся «второй ценой».

Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек.

Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком.

Рис. 170. Вот такой у вас получится лапоть

Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы.

Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков.

Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи (портянки).

Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится.

Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории.

Получение и применение

Добыча и предварительная обработка лыка

Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию

Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…». На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости.

В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка. Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению: «Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».

Изготовление обуви и других предметов обихода

Основная статья: Лапти

Кузов из берёсты и луба, начало XX века

Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы:

Для изготовления «двухпяточных» лаптей, или «семилычек», использовали тщательно очищенное лыко. Такие лапти определённое время выдерживали на солнце, после чего «лицевая сторона лычек становилась тёмно-коричневой».

Примечательно, что лапти получали своё название в зависимости от породы дерева, с которого снимали лыко. Так, из коры ракиты делали «верзни», из тала — «шелюжники». Из лыка молодого дуба плели «дурачи», из лыка берёзы и вяза — «берёзовики» и «вязовики». Впрочем, самые прочные лапти изготавливали из луба молодой липы. При этом толщина дерева не должна была превышать полутора вершков.

Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель». Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку.

Главная → История народных промыслов → Плетение из лыка


Плетение из лыка – одно из старейших ремесел на Руси. В Вятском крае, как и в других регионах страны крестьяне издавна использовали лыко для плетения прежде всего лаптей. Именно лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество русских пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

Поэтому широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих прежде всего от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и других. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.


Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными крестьяне считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.


Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».

Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника, так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской губернии, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).


Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. Скорость плетения лаптей также была разной и зависела от мастерства, таким образом, крестьянин мог сплести от двух до десяти пар в день.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли мастера старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону.


О недолговечности плетеной обуви свидетельствует русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой одни лапти носились не более десяти дней, а летом в рабочую пору крестьянин стаптывал одни лапти за четыре дня.

Искусные вятские мастера целыми возами продавали свой товар на ярмарках.

С развитием промышленного производства обуви, ее удешевлением необходимость в лаптях отпала. Во второй половине ХХ века уже трудно было найти мастера, который бы умел их плести. В 1970-х годах в Кировском производственном объединении по организации надомного труда «Умелец» была сделана попытка решить эту проблему. На предприятии работало несколько мастеров, которые небольшими партиями изготавливали сувенирные лапти разного размера, в том числе и миниатюрные в 1 – 2 см.

В настоящее время при Благотворительном фонде «Народный дом», работающем в поселке городского типа Кильмезь, активно действует центр по производству лаптей.

В наши дни лапти – отличный сувенир, напоминающий нам о жизни и ремесле наших предков. Особый – практический – интерес проявляют к старинной русской обуви участники самых разных фольклорных коллективов и отдельные частные лица, занимающиеся реконструкцией старинного быта.

Приобретает лапоть и символическое значение – представляя собой все то позитивное, что было в старинном русском деревенском укладе. Неслучайно организованный и ежегодно проводимый с 2009 года в Кильмези фестиваль народных художественных промыслов и ремесел получил название «Вятский лапоть».

Кто же плетет современные лапти? Прежде всего кильмезские мастера, сотрудничающие с благотворительым фондом «Народный дом», – Екатерина Ивановна Рухлядьева, Михаил Васильевич Медведев, Герман Михайлович Анисимов. Начинает втягиваться в увлекательный процесс плетения из лыка и подготовленное ими молодое поколение.

Лыковая мочалка и нежная кожа

Если вы любитель обильной пены, мягкого, щадящего мытья – эта натуральная мочалка вряд ли понравится вам. У детишек маленьких, она также не вызовет бурного восторга.

Лыко для любителей потереть кожу до красна, до скрипучей чистоты.

Если вы активно загорали и приобрели несравненный бронзовый цвет кожи – не пользуйтесь лыковым мочалом – используйте пушистые мягкие губки. А уж когда придёт черёд осенних и зимних холодов – вот тогда можно и лыковой мочалкой разогнать кровушку!

Для борьбы с вечной женской проблемой (целлюлитом) лучшего варианта чем лыковая мочалка для мытья и не сыскать. Природная жёсткость – это союзник в разбивании ненужных отложений на бёдрах.

Вот такая она мочалка из лыка, которую подарила нам природа-матушка и красавица липа. Не верите – попробуйте сами! Удачи вам!

На колу висит мочало

Присказка про мочало имеет реальные корни. Сняв с дерева молодой луб (что значит лыко), его укладывали в наполненные водой канавы для вымачивания — мочила. Их устраивали возле лесных ручьев и речек. К осени его развешивали сушить, а потом по снегу везли на санях в деревню. Когда основательно вымоченное лыко связывали в связки, оно распадалось на множество волокон.

Порой это случалось уже на просушке. Такие волокна можно увидеть на рынке или сельскохозяйственной ярмарке. На Руси их называют «мочало». Отсюда пошло слово «измочалить», то есть разделать на мелкие волокна так, что уже теряется прежняя форма.

Русская баня без мочала и веника не бывает. Этот экологичный материал использовали для массажа, и наши предки не знали хвори. Традиция мыться мочалом очень древняя. Из лыковой связки делали кисти и помазки, ими белили печи и заборы, чистили кухонную утварь, вили веревки и делали грубые нитки, которые применяли для сшивания сетей для ловли рыбы.

Из лыка вязали кукол, и не только для детских игр. В крестьянской избе было множество оберегов: кукла-крупеничка, куклы-неразлучники, кукла-пеленашка, кувадка, кубышка. На каждое событие семейной жизни была своя кукла.

Из мочала плели не только рыбацкие сети, но и лошадиную упряжь, рогожи, а в Германии — даже плащи. Мягкая мебель набивалась в старину именно лыком. Вместо холодильников использовали липовую тару. Туески плели по примеру лаптей. В них хорошо хранить масло и икру.

Лыковое мочало

Кисть мочальная, стойкая к воде.Многие народные куклы делаются на основе мочала. Говорят, продаются иногда в строительных кисти малярные большие из мочала, но я не видела ни разу. Самим мочало делать — липу жалко, только если повезёт упавшую найти, но пока не попадаются.

Лыко можно купить в кистях — его можно использовать не только как кисть, но и для поделок, лыко в кистях отличного качества.

Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только, прекрасно подходит и для обычной городской ванны.

Это — мочалка лыковая. Размер: 40х16х15 см.

Она же в развёрнутом виде — лыко длинное, подходит для создания кукол.

А это — мочалка лыковая с ручками, природный материал — обработанный внутренний слой коры липы.

Липовое лыко при распаривании становится мягким, шёлковым, как и кожа после пилинга лыковой мочалкой. При использовании мочалки волокна лыка выделяют фитонциды

— лучшее средство для профилактики простудных заболеваний.

Лыковые мочалки сделаны из внутреннего слоя коры липы, расщепленного и специально обработанного. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками. Среди мочалок для тела встречается ещё один прекрасный натуральный материал — сизаль, а также рами, они тоже подходят для создания поделок, как и люфа.

Толщина ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся лыковым мочалом, оно не только скребёт и массирует, но и прочищает поры. К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, — лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защититься.

Мочало — обязательный атрибут русской бани. Снимает статическое электричество, улучшает регенерацию кожного покрова. При употреблении мочало сначала нужно запарить кипятком на 10 минут, затем обдать студёной водой и намылить.

Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа.

Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же тради-ционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки.

Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.

Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы.

Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом.

Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой.

А вот белки, вороны и грачи — те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда.

Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное. Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах — канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело.

Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку.

Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи, из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду — в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков. Один угол куля-мешка вставляли в другой — и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели.

Мочало применяли и для лощения деревянной мебели. Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.

Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.

Лыковая одежда

Римляне, путешествуя по территории современной Германии, с удивлением обнаруживали людей, одетых в плащи из лыка. «Что это такое?», — удивлялись они. Народ, населявший германские земли, казался диким в их глазах. А напрасно. Хорошо сплетенная лыковая одежда предохраняет от укуса насекомых. В ней можно собирать мед диких пчел. В ней не холодно и не жарко. Она не промокает от дождя.

Даже по сей день некоторые индейские племена используют древнее умение изготавливать одежду из лыка. На фото представлены специально изготовленный костюм и аккуратный чемодан. Все сделано из лыка методом плетения лаптей.

История

Лубок, изображающий лапотника за работой

Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани:

Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции. До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы». Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Ещё в XVIII веке этот вид обуви был популярен не только среди крестьян, но и среди горожан. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний.

Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них — село Смирново в Нижегородской губернии, где делались знаменитые «смирновские лапти»; село Семёновское (близ Кинешмы); село Мыть Шуйского уезда (Владимирская губерния). Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Красную армию…».

Исследователи традиционно рассматривали лыковые лапти в качестве атрибута крестьянского быта, своеобразного свидетельства «бедности древнерусского крестьянства». Согласно альтернативной точке зрения, обувь из лыка примерно до XVI века не имела столь значительного распространения, в сравнении с обувью кожаной, и использовалась преимущественно во время сельскохозяйственных работ (в поле, в лесу и т. д.). В дальнейшем, с ростом цен на кожу, лапти стали вытеснять сапоги из повседневного обихода крестьян.

Где производят лапти?

Производство находится в Одессе, там занимаются финальным пошивом и дизайном обуви. Последнему основатель L.A.P.T.I. уделяет особое внимание.

Интересные материалы:

Для чего используется глюкозный сироп? Для чего используется хвоя сосны? Для чего используется клавиша Enter в текстовом документе? Для чего используется комплект снаряжения пожарного? Для чего используется корейка свиная? Для чего используется курсив в тексте? Для чего используется Линер? Для чего используется мазь звездочка? Для чего используется мерный цилиндр? Для чего используется надфиль?

Что говорят словари?

В справочниках это слово трактуется как молодой луб некоторых деревьев, который разделяется на полоски и тонкие волокна. Словарь Даля добавляет определение: лыко – это неокрепшее подкорье. Ткань дерева, размещенная непосредственно под корою, называется луб. За ним расположена молодая древесина. Словарь Брокгауза и Ефрона поясняет, как добывали лыко: срубали молодое деревце, обрубали ему сучья и срезали кору вдоль ствола. Это занятие называется «драть лыко». Лучшее лыко получается из липы. Поговорка «ободрал, как липку» как раз говорит об этом виде промысла.

Словари единодушно утверждают, что «лыко» – слово, употребляемое только в единственном числе. То есть нельзя говорить: «Надрал много лык». Правильно будет: «Надрал много лыка».

Лыко дерут и с ивы, и с вяза, и с дуба. Научно-технический энциклопедический словарь говорит, что это делают весной. Деревья подбирают не старше десяти лет. Снимают кору приблизительно трех аршин длины. Это около двух с небольшим метров. После удаляют верхнюю корочку, лыко вымачивают, сушат и пускают в дело.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения макошь311

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Многие народные куклы делаются на основе мочала.

Говорят, продаются иногда в строительных кисти малярные большие из мочала, но я не видела ни разу. Самим мочало делать — липу жалко, только если повезёт упавшую найти, но пока не попадаются. Лыко не только для кукол

хорошо, оно ведь и
мочалка настоящая
, для бани и не только. Лыковые мочалки сделаны из внутреннего слоя коры липы, расщепленного и специально обработанного. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками. Толщина ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся лыковым мочалом, оно не только скребет и массирует, но и прочищает поры. К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, — лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защититься.
Мочало
— обязательный атрибут русской бани. Снимает статическое электричество, улучшает регенерацию кожного покрова. При употреблении мочало сначала нужно запарить кипятком на 10 минут, затем обдать студёной водой и намылить. Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа. Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры
плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки. Лыко для плетения обуви
снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом. Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой. А вот белки, вороны и грачи — те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда. Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное.

Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах — канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку

. Вязали из мочала
кисти-помазки
для побелки печей, делали
щетки и ерши
для мытья посуды, вили довольно
прочные веревки и даже нитки
для рыбацких сетей. Археологические раскопки подтверждают, что
рыбацкие сети плели из мочала
еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера
ткали рогожи
, из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы
плели из мочала одежду
— в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали
дождевые плащи из лыковых мешков
. Один угол куля-мешка вставляли в другой — и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как
набивочный материал для мягкой мебели
.
Мочало применяли и для лощения деревянной мебели
. Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре
. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.

https://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-445-21362-16-1316455778

Серия сообщений «у нас на кухне»:
Часть 1 — 15 советов итальянских диетологов Часть 2 — Кофе — черное вино … Часть 98 — Аромат успеха. Часть 99 — Магия красных трусов, унитаза и капусты…))) Часть 100 — Дзынь…. оберег

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]