Автор: Колесников Юрий Фёдорович, инженер-теплоэнергетик
Печь из дисков от автомобильных колес способна обеспечить обогрев комнаты до 15-16 кв. м, топку бани или стать недорогим эффективным варочным прибором, о чем, собственно, и есть эта статья. Ее главное достоинство доступность высококачественного материала – толстой, стойкой и прочной стали. Котельная сталь в листах и профилях дорога, а обычная конструкционная в печном строении быстро прогорает.
В дополнительном преимуществе печи из дисков можно убедиться на опыте. Возьмите два куска металла примерно одного размера и веса: один из простой стали, а другой вырезанный из колесного диска, и нагрейте посильнее, хотя бы в кухне на газе. От первого сразу пойдет запах горячего железа, а второй можно раскалить до оранжевого (ок. 900 градусов), ничего неприятного в воздухе не ощущая. Печь из колесных дисков практически не сушит воздух и не выделяет в атмосферу вредные пары, потому что диски для колес делаются из спецсталей, стойких к коррозии. На жаропрочность они, ясное дело, не нормируются, но того запаса стойкости, что в них заложен, вполне хватает для дровяно-угольной печи.
Материалы и оборудование для работы
Чтобы изготовить печь из колесных дисков своими руками, потребуется следующий набор инструментов:
- Болгарка с кругами по металлу или газовый резак.
- Сварочный аппарат и электроды.
- Защитные приспособления: очки, краги.
- 2 отреза по 50 см трубы из металла толщиной 5 мм и диаметром 160 мм.
- Железный лист8 мм.
- Дверные подвесы (можно заменить крупными болтами с гайками)
- Огнеупорный кирпич.
- Цементно-песчаный раствор для кладки и глина.
- 4-6 стальных швеллера.
Для возведения корпуса понадобится 4 диска от грузовой машины, например КрАЗа. Из таких колес получится печка диаметром 0,5 м и толщиной стенок 1 см – этого вполне достаточно для обогрева бани или другого подсобного помещения.
Б/у диски от грузовых авто
Обратите внимание! Колеса от легковых автомобилей не подойдут – у них слишком маленький радиус
Процесс создания
Сооружение печного устройства из дисков своими руками начинается с преобразования дисков в необходимые конструктивные детали.
Начинают подобные метаморфозы с диска, который будет являться верхним отсеком изготавливаемой печи
Его располагают так, чтобы крепежная часть находилась вверху. Далее по отверстиям крепления «болгаркой» вырезается круговое отверстие и вырезанное содержимое удаляется. Размеры круга определяют применительно к имеющемуся казану, что позволит достичь устойчивости этой специфической посуды. Отверстие непременно должно быть идеально круглым, и поэтому все огрехи исправляются немедленно.
Диск для нижнего отсека печного устройства устанавливается крепежной площадкой вниз. Затем на нем размещают верхний, и их сопрягающиеся кромки тщательно провариваются по кругу.
В итоге должна получиться сваренная конструкционная заготовка
Переходим к системе топочной камеры. Для ее создания в основании вырезается фрагмент прямоугольный формы. Его ориентировочные размеры в сантиметрах равны ~ 20х12 (для дисков от легковушек). При разметке расположения топочной камеры необходимо сделать отступ ~ 2 см от нижней кромки диска. Подобное ухищрение гарантированно обеспечивает не только высокую жесткость конструкции, но и облегчает эксплуатацию топки.
Вырезанный для топочной камеры фрагмент диска сохраняется. В дальнейшем он послужит отличной дверцей топки.
После завершения операции формирования топочной камеры можно выбрать два варианта печки под казан из дисков. Один из них предельно прост, а вот второй потребует некоторых дополнительных деяний.
Как правильно пользоваться?
Нашу конструкцию устанавливаем в лоток. Готовить на печи сразу не рекомендуется. Диски, как правило, окрашены и на них остается масло и тормозная жидкость. Поэтому чтобы плов не «благоухал» запахами сгоревшей химии, печь сначала прокаливают. Для этого через верх, топка полностью заполняется дровами. Использую жидкость для розжига, зажигаем пламя и даем дровам полностью сгореть.
Теперь дав печи остыть, высыпаем золу и остатки дров. Наждачкой и щеткой по металлу очищаем стенки печи, удаляя остатки краски и нагара. Выполнив эти работы можно приступать к приготовлению плова и других вкусных блюд с запахом сгоревших дров.
Теперь дрова закладываются в топку через дверку. Уложив немного древесной коры и щепы, зажигаем пламя. Снизу поступает кислород через отверстия в диске, обеспечивая пламя питанием воздуха, а сверху отработанные газы и дым выводятся в дымоход. Такая конструкция создает достаточную тягу и хорошие условия для горения.
Процесс готовки в самодельном казане
При приготовлении блюд важно не подкладывать много дров, поддерживая постоянную температуру нагрева в печке. Для этого не старайтесь закладывать сразу большое количество дров
Сильное пламя приведет к сгоревшей пище и расстройству повара. Все придет с опытом, не бойтесь экспериментировать, но лучше затратить немного больше время, постепенно подкладывая дрова в топку, чем получить сгоревшее мясо или плов.
После приготовления пищи не следует сразу начинать обслуживание и уборку. Необходимо дать металлу остыть, а уж потом начинать вычищать золу и не сгоревшие остатки дров, ссыпая их в поддон через отверстия в нижнем диске. Для удаления крупных огарков потребуется перевернуть печь и вытрусить отходы в поддон. Золу применяют для подкормки садовых растений и цветов.
Для удобства передвижения по участку, печь можно установить на колеса. Все зависит от фантазии и навыков мастера. Такую конструкцию можно использовать для жарки мяса на сковороде и приготовления первых блюд. Но шедевром был и остается восточный рассыпчатый плов, который для вас приготовит печка для казана из дисков, сделанная своими руками.
Немного рекомендаций по использованию дисковой печи
В процессе эксплуатации могут возникать некоторые сложности, которые можно вполне избежать, если соблюдать некоторые простые правила:
Главное, надежно сварить все стыки будущей печки. В процессе эксплуатации в парилку через не заделанные щели может попадать дым
Это не очень приятно, поэтому уделите особое внимание сварочным работам. Конечно, при длительном использовании от больших температурных режимов, могут возникнуть трещины, но они легко устраняются при помощи глины и хорошо просушенного песка
Песок может помочь найти новые щели. Перед тем, как начать использовать печь, ее нужно обработать с помощью краски. Краска должна быть обязательно устойчивой к большим температурам. На верхнюю часть сооружения нужно обратить особое внимание. Испарение жидкости происходит именно в ней. Иногда металл может подвергаться коррозии и в следствии этого терять свои свойства. Лист из нержавеющей стали нужно установить на дымоходную трубу. Вода высоких температур оказывает отрицательное воздействие на конструкции. Для крепежа может подойти заранее приготовленный хомут. Его можно купить в магазине или изготовить самостоятельно. Соблюдайте пожарную безопасность. Если пол в бане деревянный, то обязательно должно быть огнеупорное сооружение. Перед помещением, где находиться топка, нужно установить кусок железа 20 на 30 сантиметров. Это будет огнеупорный щит. По всей площади снизу сделайте изоляцию. Расстояние между изоляцией и печкой засыпьте песком и камнями. Промежутки между печью и изоляцией рекомендуется засыпать сухим песком, а сверху заполнить камнями. Эти природные материалы впитают в себя большую температуру, которую дает нам печка. Кроме этого, они отлично удерживают полученное тепло и, благодаря этому, могут позволить печке дольше удерживать температуру даже после угасания дров. А в-третьих, это отличный декор для вашей бани.
В заключении хочется сказать, что соорудить самостоятельно печку для бани из старых дисков не так уж и сложно. Нужно всего лишь соблюдать рекомендации и выполнять каждый этап работ на совесть.
Правила пожарной безопасности при обустройстве самодельных печей
Печь из автомобильных дисков греет преимущественно инфракрасным излучением. Чтобы преобразовать этот поток в теплый воздух, печку нужно экранировать: окружить обшивкой из стальных листов, установленных на расстоянии 7-10 см от нагревателя и с таким же зазором от пола.
Правила безопасности при эксплуатации металлических печей:
- На пол нужно уложить железобетонную плиту или стальной лист так, чтобы огнеупорное сооружение выходило за контуры печи не менее 60 см в каждую сторону – это обезопасит от пожара при случайном выпадении угольков из топки.
- Металлическая печь и дымоходная труба не должны соприкасаться с легковоспламеняющимися материалами. При необходимости используйте изоляционные прокладки.
- Перед растопкой всегда проверяйте наличие тяги в каналах. Если ее нет – нужно прогреть дымоход небольшим количеством сожженных дров или прочистить проходы и зольник.
- Не используйте жидкие разжигатели – они могут стать причиной выброса огня из отверстия топки.
Экранирование металлической печки
Совет! Если есть возможность, установите печкув бане так, чтобы топка выходила к предбаннику. У такого расположения есть масса преимуществ: удобней топить, при ветреной погоде дым не попадет в парилку и предбаннику достанется часть тепла.
Почему популярны печи на отработанном масле?
Главная причина народной любви к самодельным печам – невысокая (или нулевая) стоимость самого агрегата и топлива к нему. Некоторые доморощенные мастера-умельцы делают такие обогревательные приборы в качестве эксперимента и одновременно полезного устройства.
С появлением самодельной печи на отработанном масле отпадает решение вопроса о «пристраивании» вторсырья.
Для особенно продвинутых мастеров изготовление гаражных печей на отработке стало еще одним вариантом бизнеса. Они конструируют модели на заказ и продают их заинтересованным, но не настолько умелым владельцам гаражей
Как же действует агрегат на отработке? Процесс заключается в расщеплении тяжелого с примесями топлива, имеющего довольно сложный состав. По-другому процесс, при котором наблюдается нехватка кислорода и горение не самого топлива, а его паров, называется пиролизом. Принцип действия пиролизного оборудования описан в рекомендуемой нами статье.
Чтобы процесс запустить, необходимо произвести испарение топлива, затем нагреть полученные пары до температуры около +300-400 ºС, после чего сжигание будет производиться самопроизвольно. Останется дожидаться полного сгорания топлива.
Существует 2 схемы, которые используют при самостоятельном изготовлении печей:
- наполнение резервуара маслом и поджигание его, вследствие чего пары испаряются и начинают гореть;
- применение горелки, при котором три зоны (пиролиза, поджигания и догорания) объединяются и делают процесс горения более эффективным, регулируемым и безопасным.
Вторая схема более сложная, требует серьезной доработки топлива и точности изготовления, поэтому рассмотрим более простые модели из первой группы.
Схема устройства простой модели печи на отработке. Воздух, необходимый для поддержки процесса горения, поступает через горловину с заслонкой. Этой же заслонкой можно частично регулировать силу горения
Преимущества использования печки для гаража на масляной отработке:
- простота конструирования и обслуживания устройства;
- экономность расхода топлива – около 1,5-2 л в час;
- отсутствие копоти и нагара;
- безопасность хранения запасов отработки;
- существует возможность подключения воздушного или водяного отопительного контура;
Компактность агрегата тоже крайне важна для небольших помещений.
Недостатки тоже имеются:
- необходимость в регулярной чистке печи и дымохода;
- обязательный элемент – вертикально распложенный дымоход высотой не менее 4 м;
- для печей с форсунками следует использовать только очищенное масло (примерная стоимость фильтрованного продукта – 8-12 руб./л);
- одно из условий хранения отработки – плюсовая температура, то есть необходимо или отапливаемое в зимний период помещение, или зарытый в землю резервуар.
Перед изготовлением/приобретением готовой печи или котла на отработке необходимо рассмотреть все плюсы и минусы самодельных устройств, а потом уже принимать окончательное решение.
Особенности конструкции
Одну из особенностей построения печи такого типа мы рассмотрели, перейдем к иным. В подавляющем большинстве случаев печь из дисков компонуется в виде комбинированной. Ключевая причина такого решения — пар полученный от печки, составленной из дисков целиком достаточно жесткий и некомфортный
Для сауны, с ее низкой влажностью это не настолько принципиально, а вот в русской паровой бане на это обстоятельство, безусловно, стоит обращать внимание
Для получения качественного мягкого пара необходимо иметь печь с кирпичной топкой. Диски используются как емкость для укладки каменной засыпки закрытого типа и как насадной водогрейный бак для нагрева воды. Использование открытой каменки весьма ограниченно по причине невозможности сжечь топливо в печи до полного состояния, поэтому фрагменты сажи будут осаживаться на камнях, что вызовет их попадание в атмосферу парной при первой же попытке поддать пару ковшиком воды.
В случае, если соорудить каменную топку возможности нет, то стоит изготавливать полноразмерную печь из грузовых дисков, которые куда более габаритнее легковых и имеют основной посадочный диаметр в районе 20 — 22 дюймов. Для снижения общей высоты и закладки дисковых сегментов конструкцию стоит выполнить с колосниковой решеткой закладного типа, выполненную из стального круга толщиной 6-10 мм по диаметру внутренней посадки и арматурных прутов толщиной 12-16 мм.
В центре круга прорезается отверстие диаметром 150-170 мм на которые вразбежку привариваются арматурные отрезки. Прохода воздуха такой колосниковой решетки достаточно для разгона до мощности 25-27 кВт. При вкладке колосника необходимо обеспечить тепловой зазор в пределах 8-10 мм, под колосниковым отверстием размещается металлический зольник с диаметром порядка 200 мм.
Опять же, принимая во внимание факт образования жесткого пара, в условиях повышенной влажности русской паровой бани, печь такого типа лучше применить для обустройства финской сухопарной сауны. В целом, пошаговую инструкцию по изготовлению печи такого типа можно посмотреть в прилагаемом видео
В целом, пошаговую инструкцию по изготовлению печи такого типа можно посмотреть в прилагаемом видео.
Любой тип печи для бани, изготовленный своими руками из подручных средств, отличается простотой конструкции и легкостью монтажа. Благодаря компактным размерам колесная банная печь быстро прогревается, поэтому обладает высокой теплоотдачей.
Самодельная печь из дисков обладает рядом преимуществ:
- доступность и дешевизна строительных материалов;
- простота изготовления;
- высокая прочность и долговечность;
- эргономичная конструкция, не занимающая много места;
- ускоренный прогрев и высокая тепловая отдача;
- устойчивость к механическим повреждениям и деформациям;
- инертность при воздействии повышенной влаги и высоких температурных режимов;
- возможность использования различного типа топлива – древесины, угля, пеллет.
Предлагаем ознакомиться Как установить печь в деревянном доме?
Среди недостатков устройства можно выделить следующее:
быстрый нагрев металлических дисков способен привести к травмированию и появлению ожогов при неосторожном обращении с печкой; быстрое остывание конструкции потребует увеличения объема используемого топлива в 2 раза.
По этим причинам печь из автомобильных колёс не стоит рассматривать в качестве основного отопительного оборудования для загородного дома или дачи, но вполне подойдет для временного обогрева банных и технических помещений.
Особенности, преимущества и недостатки самодельной буржуйки
Перед тем как собирать печку, нужно разобраться с основными требованиями, которые предъявляются к подобным изделиям. Во-первых, минимальная высота топки должна быть не меньше 45 см (а если топить сырыми дровами и отходами, то 65-70 см и больше), исходя из этого подбирается количество элементов. Во-вторых, чтобы упростить чистку, лучше всего сделать снизу зольник. В целом, конструкция не сильно отличается от стандартной буржуйки, поэтому подобные варианты популярны и востребованы. Основные плюсы таковы:
- Себестоимость изготовления буржуйки для гаража своими руками из автомобильных дисков одна из самых низких. Основные детали можно найти бесплатно или по минимальной цене, так как подойдут старые и деформированные элементы, которые нельзя использовать на машине.
- Длительный срок службы. Для изготовления дисков используют сталь большой толщины, которая обеспечит долговечность буржуйки. Она не прогорит за несколько лет.
- Материал устойчив к перепадам температур. Сплав стали выдерживает многочисленные нагревы без ущерба и не деформируется со временем.
- Хорошая теплоотдача – за счет свойств стали КПД печки составляет не менее 80%. При этом помещение нагревается очень быстро, так как материал хорошо отдает тепло.
- Можно сделать буржуйку любого размера. Количество соединяемых дисков подбирается по ситуации, тут нет никаких ограничений.
Важно!
Для изготовления подойдут только стальные штампованные диски.
Есть у этой разновидности и недостатки, которые обязательно нужно учесть перед принятием решения:
- Необходимо чистить дымоход и внутренние стенки конструкции от сажи не реже, чем 1 раз в 2 месяца. Если этого не делать, КПД системы очень сильно снижается и расход дров для обогрева помещения увеличивается.
- Сталь очень быстро нагревается и хорошо отдает тепло, но и остывает она за короткий срок. Поэтому нормально обогревать пространство можно только при постоянном горении дров в топке.
- Чтобы обеспечить нормальную тягу, высота трубы должна быть 2 м и более.
В целом, буржуйка этого типа почти не уступает готовым решениям. Главное – сделать ее правильно и хорошо сварить элементы, чтобы не было щелей. Также очень важно установить хороший дымоход, так как при недостаточной тяге эффективность системы намного ниже.
Как правильно сложить печь буржуйку?
Самостоятельно правильно сложить кирпичную печь-буржуйку под силу даже новичку. Для этого нужно знать и соблюдать простые правила, которые pechnoy.guru предоставит ниже.
Схема и чертеж
Ниже рассмотрим, как своими руками сложить печку буржуйку из кирпича. Чертеж и размеры можно посмотреть на фото №1:
Фото№1 — чертеж буржуйки из кирпича своими руками
Порядовая раскладка кирпичей печи-буржуйки из показана на фото №2:
Фото №2 — порядовая раскладка кирпичей (схема)
С материалами и конструкцией печи мы определились, раствор готов. Устройства фундамента такая конструкция не требует. Для комфортной и безопасной работы, отопление нужно размещать, соблюдая все нормы пожарной безопасности. Выбрав место, стелем два слоя гидроизоляции. Сверху делаем подготовку из песка, толщиной 10 мм. Приступаем к кладке:
- Сверху, без раствора, кладем кирпич (смотри фото №2, первый ряд). Строго контролируем горизонтальность с помощью уровня.
- Устанавливаем дверку для поддувала. Закрепляем ее с помощью проволоки и оборачиваем асбестовым шнуром.
- Продолжаем кладку (смотри фото №2, ряд №1).
- Дальше идет шамотный кирпич (см. фото №2). Над ним будут установлены колосники.
- Прямо над поддувалом ставим колосники.
- Следующий ряд ставим на ложок. Сзади стенку кладем без раствора (выбивные кирпичи).
- Устанавливаем дверь топки. Закрепляем ее с помощью проволоки и кирпичей.
- Поверх кладем ряд на постель по контуру четвертого.
- Следующий — снова на ложок. Сзади ставим 2 кирпича.
- Сверху ряд должен перекрыть топочную дверцу и закончиться на 130 мм выше ее.
- Продолжаем кладку, немного смещая кирпичи назад. Перед этим укладываем асбестовый шнур, на который установим варочную плиту.
- Формирование дымовой трубы начнем со следующего ряда. Конструкцией предусмотрена установка насадной трубы из жести иди гофрированного алюминия. Труба не должна быть тяжелой. Иначе может сместиться центр тяжести.
- На одиннадцатом ряду ставим задвижку для регулирования потока воздуха. Не забываем уплотнить ее асбестовым шнуром и замазать глиной.
- Далее в четверик кладем дымовую трубу, которую стыкуем с металлической. Труба должна стоять строго вертикально и не откланяться в сторону. Для большей устойчивости, ее следует перекрыть тремя рядами кирпича.
- Удаляем вышибные кирпичи, которые мы ставили на 4 ряду, чистим дымоход от мусора.
- Теперь печь следует побелить. Известка пойдет любая. Специалисты рекомендуют добавить синьку и немного молока. Так побелка не будет темнеть и отлетать.
- Устанавливаем металлический лист перед топкой.
- Устанавливаем плинтус.
Пример готовой буржуйки из кирпича
Сушка
Причина появления трещин — избыточная влага в кирпичах, поэтому печь нужно тщательно просушить. Есть два этапа сушки: естественный и принудительный.
- Естественная сушка длится не менее пяти суток. Все дверцы должны быть полностью открыты. Для повышения интенсивности процесса, поставьте перед топкой вентилятор или засуньте в нее и включите обычную электрическую лампу накаливания (только не энергосберегающую). Полностью высушить печь этим методом не удастся, поэтому переходим к следующему этапу.
- Принудительная сушка производится за счет сжигания сухих дров. Проводят такую топку один раз в 24 часа. Топить следует только мелкими сухими поленьями. Приоткройте дверь поддувала и откройте наполовину заглушку.
Когда дрова прогорят, неплотно прикройте поддувало. А верхнюю заглушку закройте, оставив 1-2 см. Когда угли прогорят, откройте все каналы. Такую топку проводите в течении недели. В первый день сжигают около 2 кг дров. Далее каждый день прибавляйте 1 кг.
Изготовление дверцы для топки
Этот элемент является самым сложным во всей конструкции. В следующей таблице приведены унифицированные размеры печных дверок:
Размер | Поддувальные, прочистные дверки, мм | Проемы под топочные дверки, мм | |||
длина | 25 | 25 | 25 | 30 | 25 |
ширина | 130 | 130 | 250 | 250 | 250 |
высота | 70 | 140 | 210 | 280 | 140 |
Дверь для топки изготавливаем по чертежам, представленным на фото №3:
Фото №3 — чертеж дверки для топки и прочистной камеры
Обшивка металлом
Кирпичную буржуйку можно дополнительно обшить металлом. Получим металлическую буржуйку со всеми плюсами, но без минусов (кроме веса). Такая конструкция предохранит печь от растрескивания и сколов. Это значительно повысит срок службы. Для этого потребуется листовой металл, толщиной 4-6 мм. Процесс не представляет особой сложности. Металлический лист размечают, нужные детали вырезают «болгаркой» или резаком. Дальше проводят облицовку и соединяют с помощью сварки и металлического уголка.
Такая конструкция не только долговечна, но более безопасна. Однако, требует дополнительных расходов и трудозатрат.
Как сделать буржуйку из колесных дисков?
Буржуйка из колёсных дисков будет переносной, что очень удобно, так как использовать такую конструкцию можно по мере необходимости в не только в гараже, но и в других помещениях. Она может устанавливаться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Обе модели обладают высокой теплоотдачей, а отличаются друг от друга только наличием колосников и расположением дымоотводной трубы.
Материалы
Для сооружения буржуйки желательно использовать части от колёс легковых или грузовых автомашин малой грузоподъёмности. Диски от грузового многотоннажного автомобиля слишком массивные, буржуйка из них получится громоздкой и тяжёлой. В такой конструкции будет сложно обеспечить герметичность соединений при стыковке отдельных элементов.
Кроме самих дисков для сборки печи своими руками потребуются и несколько дополнительных материалов:
- пруты арматуры диаметром 20 — 24 мм;
- стальной уголок;
- листовой металл толщиной 4-5 мм;
- термостойкая краска;
- несколько болтов и гаек;
- труба диаметром 100 — 150 мм и толщиной стенки не менее 5 мм.
Инструменты
Комплект инструментов, необходимый для сооружения буржуйки из автомобильных дисков, должен состоять из:
- сварочного агрегата и электродов;
- болгарки (УШМ) с набором зачистных и отрезных дисков;
- дрели;
- газового резака;
- наждачной бумаги;
- кисти;
- кувалды;
- молотка;
- измерительных и разметочных приспособлений: мела или маркера, рулетки и линейки
Для защиты поверхности тела и глаз от вредных излучений сварочной дуги, искр и брызг работать нужно в специальном обмундировании, укомплектованном брезентовым костюмом и рукавицами, закрытыми ботинками, головным убором под щиток, щитком сварщика и очками.
Пошаговая инструкция
Схемы устройства разных моделей печей-буржуек из дисков автомобильных колес
Чертёж вертикальной модели буржуйки из 4-х колёсных дисков
При самостоятельном изготовлении печи из дисков нужно соблюдать следующую последовательность действий:
- вырезать у всех четырёх дисков центральную часть болгаркой вместе со ступицами;
Этап 1
- изготовить из листовой стали две круглые пластины, диаметр которых должен соответствовать размеру дисков;
- прорезать небольшой квадратный проём для поддувала на боковой поверхности, а из отделённой части металла изготовить дверку. Она надевается на приваренные к корпусу болты и закрепляется гайками. Для удобства пользования дверцу снабжают металлической ручкой и щеколдой;
Этап 2
- стенки двух дисков сварить между собой. Дно нижнего диска закрыть металлической пластиной и приварить к ней ножки из металлического уголка или арматуры;
Этап 3
- сварить между собой два оставшихся диска и закрыть верхнюю часть кругом из листовой стали;
Этап 4
- вырезать проём для топки нижнем диске этой части печи и установить дверцу, аналогично поддувальной дверки;
Этап 5
Этап 7
- соединить все части корпуса в единую конструкцию;
- установить колосник. Для этих целей внутри топочной камеры приварить направляющие из уголка и положить на неё заранее сваренную конструкцию из листовой стали по краям и арматуры посередине. Прутья арматуры нужно располагать так, чтобы расстояние между ними не превышало 2-х см, иначе мелкие дрова будут проваливаться;
Этап 8
Этап 9
- вырезать на верхней поверхности прибора круглое отверстие под дымоотвод;
Этап 10
- при желании, вы можете организовать дымоход сбоку, чтобы можно было использовать верхнюю часть буржуйки как варочную поверхность, выглядеть это будет так:
Этап 10 (2)
- опустить дымоотводную трубу в верхнее отверстие и заварить;
Этап 11
- зачистить все неровности и дефекты на поверхности устройства;
- покрасить готовый прибор термостойкой краской.
- буржуйка из колесных дисков — готова!
При изготовлении такой буржуйки нужно учитывать, что специальный состав сплава стали колёсных дисков не нормируется для сварочных работ. Поэтому при соединении дисков нужно выполнять следующие правила:
- за один раз допускается сварка только двух сопряжённых деталей, собирать сразу весь прибор запрещено;
- после того как образовался шов, детали со сваренными краями нужно оставить в покое примерно на 3 — 5 минут, чтобы произошло рассасывание остаточного внутреннего напряжения;
- на поверхности сварного шва должна отсутствовать какие-либо видимые дефекты: трещинки, брызги, раковинки или пузыри.
Поэтапное изготовление печной конструкции из автомобильных дисков
Для начала необходимо подготовить диски – очистить от скопившегося мусора и грязи, зашкурить поверхность от очагов коррозии и старой краски. Сборка печки в баню проводится поэтапно в следующем порядке:
- Изготовление бака для горячей воды. Конструкция бака должна быть полностью герметичной. Для этого два обода привариваются между собой. К готовой емкости приваривается металлический лист, он выступает в качестве днища. В центре дна проделывается отверстие по диаметру трубы, которая вваривается со смещением крепежа в левую или правую сторону. Сбоку монтируется кран для подачи воды. В верхней части конструкции крепится крышка из металла.
- После завершения сварочных работ конструкция проверяется на герметичность. Для этого бак наполняется водой и проверяется на отсутствие течей. После спуска воды из емкости все проблемные места дополнительно фиксируются сваркой. После проверки герметичности бак можно монтировать в парилке.
- Обустройство каменки и топки. Оставшиеся диски привариваются между собой для получения полой конструкции. Внутрь цилиндра приваривается решетка для выкладки камней. Верхняя часть конструкции останется открытой, а нижняя будет использоваться в качестве топки. С лицевой части вырезается отверстие по размеру дверки для топки. Дверные подвесы привариваются к стенкам дисков, после чего на них навешивается дверка.
- Заливка фундамента. Печь для бани из колесных дисков требует изготовления надежного и долговечного основания. Нижнюю часть фундамента можно залить цементно-песчаной смесью, а верх облицевать огнеупорным кирпичом. Для укрепления основания на цементную стяжку необходимо установить армирующий каркас из металлических прутьев.
- Изготовление нижней части конструкции из кирпича. После полного застывания фундамента можно начинать кирпичную кладку. Для этого используется красный кирпич и глиняный раствор. Сначала выполняется кладка поддувала квадратной формы с предусмотренным отверстием для колосника. Защитные дверцы фиксируются к готовой топке.
- Для укрепления печной конструкции рекомендуется использовать металлические швеллеры, которые фиксируются к верхней части металлической площадки под небольшим углом. Металлическая часть конструкции соединяется с кирпичной кладкой. Труба устанавливается в дымоотвод и оснащается металлической заслонкой.
Готовая конструкция печи позволяет нагревать парную и воду всего за 60 минут. Контроль над процессом сгорания топлива способствует поддержанию заданной температуры нагрева воздуха в помещении.
Полезные советы
Важно в месте сварки проложить качественный шов — на нем не должно быть заметно никаких дефектов. Работая со сварочным аппаратом, нельзя сразу пытаться сварить все — работа делается поэтапно
Сварив вместе детали, нужно подождать остывания шва до температуры касания. При сборке конструкции не забудьте, что для правильной работы печи важно предусмотреть размер топочной камеры под вид топлива, которым планируете пользоваться. После завершения работы обязательно испытайте конструкцию и устраните выявленные недочеты.
Внимание! Все сварочные работы должны проводиться с соблюдением правил техники безопасности, в защитной одежде и маске. Не прикасайтесь к деталям, пока они не остынут
Печи промышленного изготовления
Современная промышленная печь под казан, как правило, является хорошо продуманным и грамотно засчитанным изделием. Они имеют оптимальные размеры, предельно функциональны и изящно выглядят.
Примерами могут служить печи: Самарканд, Везувий и Самобранка
Печи изготовлены из стали и оснащены выдвижным зольником, который можно извлечь даже во время горения. Колосниковая решетка у каждой из них чугунная.
Промышленные печи могут укомплектовываться дополнительными приспособлениями и оснасткой. В комплект входят: набор для барбекю, казан, приспособление для горячего копчения, совок и труба дымохода, если это предусмотрено конструкцией.
Мангал из колесных дисков своими руками
Автомобильные колеса могут послужить отличным материалом для еще одного приспособления – мангала. Он получится легким, за счет чего его будет просто перенести. А также в такую печь из колесных дисков будет свободный доступ воздуха, поэтому вы быстро добьетесь нужной температуры.
Есть несколько способов сделать мангал самостоятельно. Самый простой – это положить диск на стальной лист. Вот вам обыкновенный мангал. Но такая конструкция имеет свои минусы:
- плоскость слишком низко поставлена;
- если мангал будет стоять на земле, то будет слабая тяга, из-за чего огонь может погаснуть;
- топочная камера небольших размеров.
Для нечастого использования такой самодельный мангал подойдет. Он легкий, поэтому его можно брать с собой на природу. Однако, своими руками можно сделать более надежный и удобный мангал.
Рабочий процесс
Для мангала понадобятся:
- два автомобильных диска;
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- профильная труба 1 метр;
- болты и гайки;
- проволока.
Теперь можно начать изготовление.
Из первого диска с помощью болгарки или газового резака нужно вырезать крепежную площадку.
Далее, свариваем два диска по кругу, чтобы в самом низу мангала оказалась оставшаяся перегородка от первого диска.
Дверца
Следующий этап – дверца. Она нужна, чтобы было удобно подкладывать новое топливо, не убирая еду с мангала. А также с ее помощью будет легче поддерживать огонь.
Для начала нужно примерно определиться, где будет располагаться дверца. Обычно, отверстие для топлива делают на 2–3 см выше дна. Сделайте набросок на боковую поверхность конструкции, после чего вырежьте отверстие и зашлифуйте края выреза. С помощью болтов делаем петли на одной из сторон прямоугольного отверстия, чтобы дверца легко открывалась и закрывалась. К самой же дверце нужно приварить гайки, чтобы потом повесить ее на болты. Последний штрих – это ручка, которую вы можете приварить для удобства пользования дверцей.
Ножки
Какой же мангал без ножек. Обычно длина ножек около 60–80 см. Это и удобный вариант при приготовлении пищи и пожаробезопасный. Но можно выбрать другую, более подходящую вам длину. Для изготовления ножек понадобится профильная труба. Разрежьте ее на три равные части и приварите к корпусу мангала. Чтобы самодельная печь стояла устойчиво, ножки нужно разместить на одинаковом друг от друга расстоянии с упором в бортик и перегородку.
Ручки
Ручки для удобства перемещения конструкции, сделать которые можно с помощью толстой проволоки около 8 мм. Определите примерное их расположение, желательно по бокам от дверцы, далее приварите гайки, через которые проденьте ручки.
Удобные ручки
В отличие от других печей из колесных дисков, к днищу мангала не нужно приваривать металлический лист, он может помешать хорошей тяге. Лучше застелить дно сеткой из металла или же сделать решетку из проволок, чтобы получилось что-то наподобие нестандартного колосника.
Как видите, колесные диски, которые просто валялись без дела, могут очень пригодиться в хозяйстве. Порадуйте себя и своих близких блюдами на открытом огне, которые получатся изысканными и правильно приготовленными в печах из автомобильных дисков.
Итог
Создание печи из автомобильных дисков – сложный и трудоемкий процесс. Основной материал не нормирован для сварки, а следовательно применение таких печей при некачественной сборке может быть опасным. Печи такого вида должны работать на твердотопливных материалах, а заниматься их созданием могут только опытные сварщики.
В целом, создание печи из автомобильных дисков — экономный и быстрый вариант отопления гаража или бани. А какой тип печей вы считаете наиболее безопасным? Поделитесь мнением в комментариях!
Метки: диск, камазовский, печка, рука, свой
« Предыдущая запись
Как сделать печь из колесных дисков
Для начала колеса подготавливают к сварке. С одной из деталей целиком срезают лицевую сторону, чтобы дать доступ теплу в участок, где будет готовиться пища, и помочь его равномерному распределению. Со второй деталью поступают аналогичным образом. Третий диск оставляют без изменения. Чтобы не запутаться, лучше отметить последовательность дисков маркером или мелом.
Нижний диск кладут на ровную поверхность лицевой частью вниз. На ней устанавливают среднюю часть. Вниз должна быть обращена внутренняя часть диска. Приваривают в четырех местах. Затем устанавливают верхнюю деталь, развернув ее вниз лицевой стороной. Снова сваривают в четырех местах. Еще раз проверяют правильность сборки, чтобы части располагались строго вертикально, и начинают обваривать конструкцию.
Чтобы детали не деформировались, сварку выполняют пошагово. Проварив отдельный участок, деталь разворачивают на 90 градусов и заваривают там небольшой отрезок, затем снова разворачивают. Постепенно так заваривают оба шва.
Качество соединения проверяют после отбивки шлака. Если имеются какие-то дефекты, исправляют их. Затем устанавливают на болгарку круг для зачистки и устраняют неровности на местах срезов и соединений.
После этого приступают к выполнению дверцы для закладки топлива. От нижнего края будущей печки отступают 20 см и размечают прямоугольник высотой 18 см и длиной 20 см. Болгаркой по линии разметки вырезают проем. Отрезанную часть не выбрасывают. Из нее делают дверцу. С трех сторон детали приваривают проволоку сечением 6 мм. В средней части окна с оставшейся стороны приваривают деталь из профильной трубы. Прут для петли вставляют во вторую деталь из профиля и прихватывают с одного края.
Важно!
Конструкция дверцы может быть самой разной. Возможные варианты можно посмотреть на фото.
Готовую дверцу устанавливают на место и приваривают к диску вторую петлю. С другой стороны, приваривают к дверце ручку П-образной формы. Из прута и профиля делают шпингалет и приваривают его к дверце. Для увеличения высоты мангала снизу приваривают 3 или 4 ножки под маленьким углом. Чтобы металл лучше прилегал, его срезают под углом.
Напротив дверцы делают дымоход. Для этого размечают отверстие в верхней части средней детали по размеру трубы и прорезают его электросваркой. Готовый отвод вставляют в отверстие, направляя трубу вверх. Она должна вставляться заподлицо с основной частью. Стык обваривают по кругу. Затем все швы и срезы зачищают болгаркой.
Из металлического прута делают ручки, чтобы переносить печку. Для этого его зажимают в тисках и сгибают, чтобы получился прямоугольник. Затем на основной части печки делают разметку и приваривают ручки с противоположных сторон.
https://youtube.com/watch?v=TglZjwMyJyg
Пошаговый алгоритм
Первое, что понадобится для строительства, это пара классических штампованных автомобильных дисков из прочного металла. Размеры дисков следует подбирать под свой казан, может быть подойдет 13 вариант, а может 15, хотя очень крупная конструкция не нужна.
Два штампованных диска белого цвета
На одном из дисков размечаем линию отреза, в аккурат выше круглых отверстий, и срезаем этот круг с помощью сварочного аппарата.
Размечаем линию отреза
Отрезанный круг отлично сгодится как крышка, на которую можно будет поставить кастрюли или чайник, поэтому не спешите ее выбрасывать.
Деталь вырезана
На втором диске необходимо заварить главное центральное отверстие, для чего потребуется небольшой кусок толстого металла.
Готовим сварочный аппарат
Проводим сварочные работы
Затем два диска ставятся друг на друга и при помощи все того же сварочного аппарата соединяются в единую конструкцию.
Процесс выполнения сварки по кругу
Сварка со всех сторон
Получается внушительный шов, который крепко соединяет два диска. Чтобы сделать его более презентабельным, можно доработать его болгаркой, срезая сильно выступающие элементы и обтачивая края.
Сварной шов
Чтобы конструкция устойчиво стояла на необходимом уровне, понадобятся ножки. Ножки можно намертво приварить к мангалу, если вы готовите дачный вариант, а можно сделать конструкцию разъемной. Во втором случае приспособление будет мобильным, его без труда можно будет возить в багажнике машины и при необходимости собирать. В качестве креплений для ножек могут выступить небольшие куски профиля, большего по сечению, чем сами ножки. Эти три детали следует приварить к мангалу с трех сторон (в данном случае изготавливается тренога).
Детали для ножек
Здесь не нужны точные расчеты, вполне достаточно примерно прикинуть равные расстояния и приварить нужные детали ко дну мангала из дисков под одинаковым углом.
Фиксаторы ножек приварены
Ножки так же вырезаем из металла, в частности используем прямоугольный профиль.
Сами ножки, нарезанные из профиля
Стоит примерить ножки, вставив их в заготовленные пазы. Если входить они будут с трудом, следует обработать края деталей болгаркой, а после забить в пазы при помощи молотка.
Ножки установлены
Далее размечаем дверку, которая будет открываться прямо в топку и вырезаем ее по линии.
Размечаем место дверцы
На следующем этапе придется подключить фантазию и инженерные навыки, чтобы создать для дверки достойную петлю. Например, можно сделать ее из одного болта. Необходимо отрезать от него шляпку, затем подобрать две гайки, которые на него накручиваются. Одну гайку следует приварить к дверке, а вторую к стенке мангала. Накрутив болтик на резьбы обеих гаек, получится удобная петля. В качестве ручки можно приварить любую подходящую по размерам железяку.
Дверца вырезана
Можно сделать две петельки, используя все те же болты, здесь вся работа производится на усмотрение мастера.
Вариант изготовления петель
Чтобы было легче транспортировать мангал, следует приварить к нему с двух сторон проушины, ну или хотя бы с одной стороны. Такие импровизированные ручки позволят удобно нести мангал, и при этом не опасаться испачкаться сажей, копотью или грязью.
Привариваем ручки
Для более равномерного выхода дыма, можно сделать четыре равномерных выпила по диаметру диска. На этом работы с очагом по формированию его формы закончены.
Делаем пропилы сверху
Чтобы удалить с автомобильных дисков краску, следует обжечь получившийся мангал со всех сторон. Для окончательной обработки можно использовать корщетку, шкурку.
Снимаем краску подручными средствами
Затем при помощи термостойкой краски необходимо окрасить конструкцию в подходящий цвет. Черный смотрится весьма гармонично.
Окрашиваем в черный цвет
Как видите, сделать мангал под казан достаточно просто, особых хитростей здесь нет. Простая и удобная конструкция позволит установить казан и приготовить плов, а при желании на ней можно сделать шашлык, используя подходящие по длине шампура.
Готовое изделие
Таким простым и нехитрым способом мы создаем отличные условия для отдыха на природе, который сопровождается готовкой вкусной и полезной еды.
Основные этапы и важные особенности кладки печи
От момента заливки фундамента до начала строительства должно пройти 3-4 недели. За это время основание наберет необходимую прочность и сможет выдержать вес кирпичной печи. Рассматриваемая работа требует максимальной ответственности и сосредоточенности со стороны исполнителя. Любые ошибки могут привести к непоправимым последствиям, поэтому заранее настройтесь на работу и выделите достаточное количество времени для ее выполнения.
Печь из кирпича своими руками
Кладка печи осуществляется в несколько этапов.
Первый этап. Выложите из кирпича зольник и нижнюю часть первого колпака. Кладку выполняйте с использованием рассмотренного ранее песчано-глиняного раствора.
Второй этап. Установите в кладку дверку зольника. Для фиксации дверцы используйте оцинкованную проволоку.
Установите в кладку дверку зольника
Третий этап. Установите над камерой зольника колосниковую решетку.
Установите над камерой зольника колосниковую решетку
Четвертый этап. Смонтируйте топку. Обложите внутреннюю часть этого отсека огнеупорным кирпичом. Кирпичи выкладывайте «на ребро». На этом этапе нужно использовать специальный кладочный раствор. Готовится он так, как и стандартный, но вместо простой глины берется огнеупорная, т.е. шамотная. Закрепите дверцу топочной камеры при помощи стальной пластинки и уже знакомой вам проволоки.
Пятый этап. Продолжайте стандартную кладку, пока не дойдете до 12-го ряда. Дойдя до этого ряда, перекройте топочную камеру и ровно уложите плитку с конфорками. Данная плита должна быть изготовлена из чугуна. Ровность укладки контролируйте с помощью строительного уровня.
Шестой этап. Выложите первый колпак. Он возводится в левом краю печки. На этом же этапе обустраивается канал для летнего хода.
Седьмой этап. Установите плиту и выложите стенки отделения для варки. Ведите выкладку упоминавшегося ранее нижнего колпака.
Восьмой этап. Установите задвижку для упоминавшегося канала летнего хода. Эта задвижка размещается во внутреннем углу отделения для варки.
Девятый этап. Ведите кладку до 20-го ряда. Дойдя к этому ряду, перекройте отделение для варки и первый колпак. Обязательно оставьте в сплошной кладке необходимое число отверстий для летнего хода и подъемного канала, а также отдушины отсека для варки. Кирпичи размещайте на уголках из стали – так вы обеспечите более высокую прочность и надежность печки.
Десятый этап. Закройте портал варочного отделения распашными каминными дверками. Лучше, чтобы дверцы имели вставки из жаропрочного стекла. Такое решение позволит вам следить за процессом горения топлива и любоваться пламенем.
Одиннадцатый этап. Установите прочистные дверцы для удобного удаления сажи. Для установки выбирайте такое место, к которому вам будет проще всего добираться.
Двенадцатый этап. Выложите стенки колпака почти до верхнего края стенного проема. Вверху перекройте печку парой рядов кирпичей. Просвет между верхом печки и перемычкой заполните минватой. Благодаря этому будет обеспечена дополнительная теплоизоляция и несколько увеличена эффективность обогрева.
Тринадцатый этап. Выложите декоративный поясок по верхнему периметру агрегата.
Четырнадцатый этап. Приступайте к устройству дымоотводящей трубы. Лучше, чтобы дымоход был кирпичным. Такая конструкция прослужит гораздо дольше тех же металлических либо асбестовых труб.
Печь отопительно-варочная
Таким образом, укладка печки хоть и не является простым мероприятием, но его вполне можно выполнить своими руками. Достаточно попросту разобраться в технологии и во всем следовать инструкции. Помните, материалы для работы должны быть самыми качественными. А проверенные годами схемы печей позволят вам самостоятельно возвести агрегат, который будет долгие годы качественно отапливать ваш дом безо всяких проблем и нареканий.
Удачной работы!
Из курса металловедения
Чем привлекательна печь изготовленная из бывших в употреблении колесных дисков автомобилей. Несколькими существенными позициями:
- Достаточной эффективностью горения топлива и теплоотдачей. Существует, выведенное из практического применения печей такого типа правило: единица размера посадочного диаметра диска в состоянии эффективно обогреть 1 кв. м. полезной площади при условной высоте потолков 230 см. То есть один из наиболее распространенных и доступных посадочных размеров в классе легковых автомобилей R13-R14. Конструкция изготовленная на основе таких дисков способна обогреть 14-15 куб.м. полезного пространства в бане.
- Такая печь изготавливается из доступных материалов. В начале весны, по мере схода асфальта вместе со снегом на шиномонтажных мастерских скапливается масса битых дисков. Если в ряде случаев геометрию поврежденного диска можно восстановить прокаткой, то трещины в теле стального предмета, ответственными мастерами, по ряду объективных причин, восстанавливаются неохотно. Об этом более подробно мы скажем ниже. В любом случае, набрать подходящих дисков можно по цене металлического лома.
- Колесный диск изготавливается не из простой конструкционной стали, а из стали легированной, то есть в состав которой введены элементы повышающие ее эксплуатационные характеристики: прочность, износостойкость, устойчивость к различным родам деформациям. Понятно, что лигатура такой стали не включает добавки повышающие ее жаростойкость, в частности никель, однако наличие того же марганца ставит такую сталь в плане жаростойкости на несколько порядков выше обычных конструкционных сталей, представленных на металлобазах.
- Форма диска подразумевает использование минимума технологических операций для превращения его в корпус печи.
О принципах применения сварки при изготовлении печи из дисков
Печь для бани из дисков, как и иная другая является источником повышенной пожарной опасности, поэтому к ее изготовлению необходимо подойти с максимальной ответственностью. Перед тем как перейти к описанию технологии изготовления остановимся на очень важном и принципиальном моменте. Применении сварки. Для изготовления печи такого типа большая номенклатура инструмента не нужна.
Диск уже сформирован в цилиндр, остается подготовить сегменты, удалив из них лишние элементы и сварить из них единую конструкцию. В такой работе необходимы угловая шлифовальная машинка, более известная как болгарка с номенклатурой отрезных и зачистных кругов диаметром 125 мм, сварочный аппарат, желательно инверторного типа, слесарный молоток весом 0,75 — 1 кг. Очень хорошим подспорьем будет аппарат плазменной резки. Он позволяет производить чистые радиусные резы несравнимо быстрее и удобнее, нежели УШМ. Но на безрыбье и болгарка — щука.
Теперь непосредственно о сварке. При массовом производстве колесных дисков применяется метод горячей или холодной штамповки и свойства стали оптимизированы именно под эту технологию. Сталь имеет достаточную степень пластичности недоступную для сварного шва, поэтому при проведении сварных работ придерживаемся следующих правил:
- Строго соблюдаем пожарную безопасность при проведении огневых работ.
- За один подход свариваются только две сопряженные детали.
- Сила тока и скорость продвижения электрода сообразуются таким образом, чтобы получить максимально корректный и качественный шов. Пузыри, каверны, трещины, на брызги не допускаются.
- По окончании проводки шва, сопряжению дают остыть, после чего тщательно сбивают шлак и осматривают шов на наличие визуальных дефектов.
- Продолжение шва можно производить только после уравновешивания температуры шва и тела свариваемой детали с температурой близкой к окружающей среде.
- Возникшие внутренние напряжения шва и свариваемых деталей в производственных условиях снимаются отжигом, который в домашних условиях также можно произвести и о применении которого мы расскажем несколько ниже.
Словечко от Бывалого! Продефектовать шов на монолитность в домашних условиях можно при помощи подкрашенного чернилами от принтера керосином. Ввиду высокой проникающей способности керосин просачивается сквозь мельчайшие трещины, а пигмент чернил делает эффект визуальным, естественно на предварительно очищенной и сухой поверхности.
Еще одно очень немаловажное обстоятельство. Печь из дисков можно использовать только как простую пламенную печь на твердом топливе, в нашем случае дровяную.
Важно! Мы не даром столько внимания уделили проведению сварочных работ. Данная конструкция имеет большое количество сопряжений, проводимых с помощью сварного шва. Через некачественные швы возможен подсос во внутреннее помещение бани угарного газа, что чревато фатальными последствиями. Качественный конструктив и хорошая вентиляция — залог безопасного использования.
Современный рынок и технологии предоставляют достаточный выбор материалов для проведения сварочных работ. Несомненно, стоит использовать это обстоятельство и подобрать электроды с необходимыми или максимально близкими к необходимым параметрам.
Несколько слов о габаритах дисков
Приступая к проектированию такой печи и подбирая для нее материалы немаловажно знать габаритные размеры дисков, чтобы нормально вписать их в общую конструкцию отопления и в интерьер бани в целом. Такие данные, мы, для лучшего восприятия приводим в форме таблицы:
Размерность диска, ширина и диаметр, дюймов | Соответствующие габаритные размеры, в мм |
5×13 | 12,7×33,02 |
6×14 | 15,24×35,56 |
6,5×15 | 16,51×38,1 |
Учитывать габариты дисков при наборе печи очень важно. Небольшой пример. Правила конструирования пламенных печей работающих на дровах и твердом минеральном топливе предусматривает от колосника до пода должно быть не менее 600 мм. Это при условии использования сухого кондиционного топлива.
В случае использования сырых дров это расстояние должно быть увеличено до 800 мм. Это обстоятельство предупредит осаживание пиролизных газов на поде печи, что приведет к образованию сажевого налета, и как следствие, снижению КПД и повышению опасности неконтролируемого возгорания сажевого слоя. Зная ширину диска легко запроектировать необходимое количество сегментов для получения установленной высоты топочного пространства.