Здравствуйте, дорогие друзья!
Не знаю как вы, а я в далёком детстве, вместе с такими же десятилетними оболтусами, гуляя возле строек, с радостью жевал остывшую битумную смолу, прилипшую к бочкам, в которых её разогревали. Почему? Потому что это было похоже на жвачки, которые в те времена были в дефиците (особенно если обмакнуть в сахар), ну и мозгов маловато было…
Битум, в простонародье – гудрон, значительное время был основным материалом для гидроизоляции многих строительных конструкций, от фундаментов и крыш до бетонных ливнёвок, труб и других коммуникаций. Основной ингредиент – нефть. Она была дешёвая, поэтому и материал выходил копеечный. Однако имелся недостаток. При низкой температуре битум трескался, а в летнюю жару – плавился. Поэтому со временем появились более надёжные и долговечные разновидности данного материала. Сегодня расскажу про один из них. Вот Вам тема: резино битумная мастика и места её применения в строительстве…
В её составе используется пластификатор — мелко дисперсионная резина (не следует путать с пластификаторами для бетона), а также минеральные добавки, на основе асбеста, извести, измельчённого кварца, базальтовой ваты и прочего. Они устраняют (или минимизируют) два основных недостатка обычного битума.
Первое: при высокой температуре он не течёт, то есть имеется отличная пластичность, но нет особой тягучести. Второе: нет образования трещин при низких температурах. Согласитесь, это важно для разнообразного климата нашей страны. Кроме того, для защиты от ржавчины (при покрытии металлических конструкций), в смесь добавляют антикоррозийные ингибиторы.
Что такое битумная мастика
Это модифицированный нефтяной битум в чистом виде, в который добавлены различного назначения присадки. Именно последние сглаживают некоторые отрицательные стороны этого гидроизоляционного материала. К примеру, его высокую текучесть или растрескивание при низких температурах.
По внешнему виду мастика для кровли представляет собой пастообразную субстанцию черного цвета, сильно насыщенного. Это готовый кровельный материал, который не надо чем-то разводить или подогревать. Основное требование – использовать при положительных температурах.
Битумная мастика – паста черного цвета Источник alfakrov.com
Последствия несвоевременного ухода
Нарушение целостности поверхности кузова чревато неприятными моментами — трещинами, появлением очагов коррозии. Причин для этого много. Основные факторы — эксплуатация автомобиля в неблагоприятных погодных условиях, с резкими колебаниями температур.
Всех этих напастей можно избежать, если обрабатывать днище своевременно. Мастика для кузова — вещество вязкой консистенции и недостаточной текучести. Поэтому работу следует проводить тщательно, прорабатывая даже самые труднодоступные места.
Если вам нужен кузовной ремонт в Минске, заходите в каталог TAM.BY
Где и как используют
Так как говорим о кровельном варианте, то соответственно применяют его на крышах. Здесь три варианта использования:
- на плоских крышах в качестве гидроизоляции и клеящего состава для мягких кровель (рубероид, стеклогидроизол и прочих);
- на скатных крышах в качестве клея в процессе покрытия некоторых участков битумной черепицей;
- как кровельное покрытие, если в мастику добавлены резина, каучук или латекс.
Что касается способа нанесения, то сложных вариаций здесь нет. Для этого пользуются малярными валиками, кисточками или шпателями. Для полного покрытия плоскости кровли используют специальное оборудование, которое подает кровельное битумное покрытие под давлением, для чего в состав оборудования входит воздушный компрессор.
Мастику используют для создания кровельного покрытия Источник propodval.ru
Смотрите также: Контакты строительных компаний, которые предлагают услугу проведения кровельных работ любой сложности.
Способы использования
Мастика битумная резиновая, купить которую вы можете на нашем сайте, удобна в нанесении, холодные мастики используются при положительной или температуре не ниже -5°С. Перед применением мастику перемешивают. Открытый огонь применять нельзя, потому что это может вызвать воспламенение растворителя. Поверхность перед нанесением мастики очищается от пыли, грязи и следов жира. Для горячих мастик (МБР-65, МБР-75) необходим нагрев до 160-180°С при перемешивании до образования однородной массы. Для улучшения впитываемости мастики можно использовать предварительное нанесение праймера. В случае состава МБР 90 нагрев перед применением возможен даже с использованием открытого огня, так как здесь отсутствуют воспламеняющиеся элементы.
Основные достоинства
Надо отдать должное битумной мастике для гидроизоляции кровли за ее характеристики. Именно они определили популярность этого материала. К ее преимуществам можно отнести такие характеристики:
- высокую эластичность, что дает нанесенному слою при высоких температурах, растягиваясь, не рваться, а при низких не сильно сжиматься;
- высокую прочность на разрыв, это позволяет не волноваться, что покрытие в местах стыка с другими плоскостями (к примеру, с торчащей трубой на крыше) разойдется или порвется от перепадов температуры или легких механических нагрузок;
- долгосрочную эксплуатацию, которая соответствует сроку службе той же мягкой кроли, а это в пределах 15-25 лет;
- невысокую цену, по сравнению с другими видами гидроизоляционных материалов и клеящих составов;
- высокую стойкость к агрессивным средам и природным нагрузкам;
- простоту нанесения на поверхности различных стройматериалов;
- последние виды мастики даже не требуют очистки плоскости от ржавчины, краски и других загрязнений;
- в чистом виде нанесенная на кровельную конструкцию мастика, даже в 2-3 слоя, будет намного легче, чем монтаж той же мягкой кровли;
- простота ремонта крыши, покрытой кровельной мастикой для крыши;
- вязкость, которая определяет толщину наносимого покрытия, то есть слой наносится не слишком тонко.
Простота нанесения на крыши зданий Источник ms.decorexpro.com
И что касается недостатков. Их немного, но они есть:
- Погодные условия влияют на возможность использовать этот битумный материал.
- Практически невозможно контролировать толщину укладываемого слоя.
- Если на заливаемой плоскости большое количество изъянов, к примеру, бугорки, выступы, ямки, то такую поверхность надо хорошо подготовить, сгладив все дефекты, или увеличить толщину мастичного слоя, то есть увеличь расход материала, тем самым сглаживая неровности обрабатываемой кровельной поверхности.
Преодоление внешних отрицательных факторов
За счет внедрения современных технологий к потребителям попадают автомобили, оснащенные качественной защитой из стойких стекловолоконных либо полимерных материалов. Также металл подвергается нанесению слоев оцинковки или высококачественной грунтовки, а лучше нескольких слоев одновременно.
Продукция отечественного автопрома зачастую лишена подобных привилегий. Даже обычная эксплуатация способна сократить срок жизни машин без дополнительной самостоятельной защиты. В зоне риска находятся все автомобили, условия хранения и эксплуатации которых сопряжены с сыростью или избытком влаги:
- при открытом уличном хранении;
- в гараже со смотровой ямой;
- в помещениях, построенных рядом с близким залеганием грунтовых вод и пр.
Необходимо знать, что коррозионные процессы достаточно быстро развиваются и способны при благоприятных условиях буквально за несколько месяцев привести даже дорогостоящее авто в негодность. Водители, заботящиеся о своем транспорте, должны проводить диагностику и спецобработку как минимум ежегодно. Делать это можно и самостоятельно.
Обработать составом днище авто можно самостоятельно, используя смотровую яму или подъемник
При проведении сделки купли-продажи покупатели и специалисты уделяют особое внимание состоянию нижней части кузова автомобиля. Если оно представляет собой решето из очагов коррозии, то не рекомендуем брать подобные автомобили, так как на восстановление придется затратить много сил и финансов. В противном случае оно за непродолжительное время сгниет.
Необходимость в обработке
Используется мастика для авто – арок и днища – в качестве антикоррозионной обработки из-за таких факторов:
- Нижняя поверхность автомобиля находится под воздействием естественных пескоструйных явлений, когда на машину попадают мелкий камен, щебень из асфальта или другие жесткие разрушающие дно элементы. Также к негативам относится воздействие снега, льда, дорожных реагентов (включая каменную соль), кислотные осадки. При такой бомбардировке краска отслаивается, и образуются микротрещины. Влага через них способна подбираться к незащищенным поверхностям.
- Отечественные машины бюджетного класса не подвергаются защитной процедуре, предполагающей использование битумной мастики для авто. В связи с этим подобная операция для большинства продукции ВАЗ является обязательной. Если металл подвергался анодированию либо оцинкованию, то такие авто получают защиту на 3-5 лет.
- Во время эксплуатации автомобиля происходят такие процессы, как «усталость» металла. Она обеспечивает снижение прочностных характеристик изделия. Катализаторами процесса выступают очаги коррозии и окисления. Допускать этого нельзя, так как днище машины выступает пассивной защитой для всех, кто находится в салоне транспортного средства.
- Восстановление металла на автомобильном днище является достаточно дорогостоящей процедурой. Дешевле обойдется своевременная установка защиты или обработка.
ВИДЕО: Главная дорога – защитная мастика для авто
Классификатор материалов
Сэкономить средства и добиться желаемого результата можно при самостоятельной обработке поверхности. При этом необходимо знать, что часто используется, например, резино битумная мастика для авто, какая способна прослужить не один год.
Производители предлагают два основных типа материала:
- смеси на основе воска;
- составы с применением битума.
Также дифференцируются составы по типам применения: для скрытых или открытых поверхностей.
В первом случае характерно применять невысыхающие материалы, которые находятся в перманентно жидко-тягучем состоянии. Благодаря этому они с легкостью проникают в образовавшиеся трещинки, блокируя туда попадание влаги.
Тягучая структура позволяет проникнуть во все поры и трещинки днища
Также для скрытых полостей автолюбителям подойдет автомобильная парафиновая смесь, приготовленная на заводе с воском. При такой обработке поверхность покрывается тонким слоем пленки, защищающей металл от воды. Имеется достаточно широкий температурный диапазон, при котором пленка остается эластичной.
Во втором случае для внешних участков днища применяют нередко битумную мастику, состоящую из самого битума и синтетических масел. За счет нее поверхность удается уберечь не только от влаги, но и от агрессивного механического воздействия камней и иных посторонних частиц. Ее слой может колебаться в пределах от четверти до половины миллиметра.
Альтернативой битумной или полимерно битумной продукции служит каучуковая. Материал формирует прочный слой с долговечным покрытием. Для его нанесения требуются особые условия.
Битумно-каучуковая мастика для авто
Дополнительным косметическим средством служит жидкий пластик. Он актуален в виде дополнительной косметической защиты сверху акрила.
Для открытых поверхностей ржавчина начинает развиваться от механических повреждений, а в закрытых полостях проблемы появляются из-за конденсата, образуемого при недостатке проветривания.
К внутренним полостям, важным для обработки, относятся:
- полости порогов;
- пространство внутри дверей;
- область внутри крыльев;
- стойки кузова.
Добраться ко всем можно через определенные технологические отверстия. В некоторых конструкциях они располагаются внутри салона, иногда для закачки антикоррозийки сверлят отверстия, а затем их после использования заглушают.
Разновидности составов мастик
На российском рынке представлено 3 основных вида:
- резино-битумная;
- битумно-полимерная;
- эпоксидная.
Разновидности мастик из битума для кровли
В принципе, предлагаемая классификация является условной. В ней три позиции:
- Мастика для крыши холодного применения. Это готовый к использованию материал. Если есть необходимость, чтобы состав стал более жидким, то его разбавляют растворителями. Но необходимо отметить, что мастика в разбавленном состоянии может находиться недолго. Она быстро выталкивает любую жидкость, становясь обратно вязкой. Поэтому разбавленную массу надо тут же использовать. Если температура на улице приближается к нулю градусов, то мастичную массу перед применением на крыше надо подогреть до температуры +30 или +40С.
Битумная мастика холодного применения Источник ms.decorexpro.com
Сферы применения
В составе нет вредных для человека веществ. Его можно безбоязненно применять в жилых зданиях.
Битумные мастики с резиновой крошкой используют для того, чтобы оградить от течи, изолировать от влаги и защитить от коррозии различные конструкции из дерева и металла.
С этой целью ею обрабатывают:
- крыши зданий;
- лоджии и балконы;
- санузлы, подвалы и бассейны;
- фундаменты из бетона и деревянные балки;
- трубопроводы;
- стальные емкости.
Материал также применяют, чтобы:
- защитить от коррозии кузова автомобилей и сельскохозяйственную технику;
- сделать днище в автомобиле более ударостойким;
- склеить и скрепить деревянные и пористые поверхности, герметически заполнить трещины, сколы и швы;
- отремонтировать покрытия дорог и аэродромов.
Также МБР используют, когда укладывают асфальтное полотно, монтируют кровли из рулона.
Битумно-резиновую мастику можно применять, когда температура окружающей среды не ниже -20 и не выше +40 градусов. Если температура ниже +5, использовать материал можно только после того, как он побудет в тепле минимум одни сутки.
Правила нанесение битумной мастики на кровлю
Не будем здесь рассматривать, как применяют мастику битумную гидроизоляционную для кровли при укладке мягкой кровли или гибкой черепицы. Эти технологии просты, потому что материал просто наносится на поверхности шпателем, валиком или кистями. Более сложный процесс – создание кровельного покрытия самой мастикой. Об этом и расскажем.
В первую очередь надо обозначить, что битумную мастику укладывают на поверхности плоских крыш после очистки последних. Поэтому если проводят реконструкцию, то есть замену старого покрытия новым, то необходимо старую кровлю полностью отдирают, снимают старый клеящий состав любыми средствами до бетонной поверхности перекрытия. Последнюю очищают от мусора, обеспыливают и обрабатывают битумным праймером.
Обработка крыши битумным праймером Источник an-maximum.ru
Теперь к вопросу, сколько слоев должно быть использовано при нанесении мастики.
- Если уклон крыши не превышает 10°, то укладывают три слоя, каждый из которых обязательно просушивают перед укладкой последующего. При этом обязательно между пластами закладывают армирующую стекловолоконную сетку. На последний свежеуложенный слой можно засыпать щебень мелкой фракции или гравий.
- Если угол наклона ската крыши в диапазоне 10-20°, то укладывают два слоя с одним армирующим между ними. Сверху битумную крышу можно покрасить.
- Если угол наклона превышает 20°, то наносят однослойное покрытие толщиною не меньше 3 мм, которое сверху покрывают краской. Хотя мастера рекомендуют не уменьшать количество слоев меньше двух.
Толщина наносимых битумных слоев не должна быть меньше 1 мм. Сам материал наносят или наливным способом, когда мастику разливают и распределяют по обрабатываемой поверхности швабрами и скребками, или с помощью распыления под давлением. Первый вариант считается расходным, потому что сложно нивелировать слои определенной толщиной. Кстати, необходимо отметить, что средняя величина расхода битумной мастики на кроле составляет 1,5 кг/м².
И несколько слов о цене битумной мастики. Из всех предлагаемых марок самая дешевая – мастика битумно-полимерная (МБХ). Стоит одно ведерко весом 16 кг в пределах 900-1000 рублей. Мастика битумно-каучуковая стоит от 2000 рублей за ведро весом 20 кг.
Главные производители
Декарт, ХимТоргПроект и Технониколь являются самыми известными производителями этой продукции. На отечественном рынке они находятся уже более двух десятилетий, у них неплохая репутация.
Технониколь
AquaMast и Технониколь 20 – это две самые известные марки мастик с резиновой крошкой, которые выпускает компания Технониколь.
После покупки их можно или применить в готовом «холодном» виде или же разбавить органическими растворителями.
Мастики марок AquaMast и Технониколь 20 продаются в банках и ведрах из металла вместительностью 3 – 20 кг. Их цена находится в диапазоне 40-70 рублей за один литр.
Декарт
Битумно-резиновую мастику компания Декарт производит под маркой Эксперт. Применять ее можно сразу после покупки.
Цена продукции составляет приблизительно:
- 170-200 руб. за банку объемом 1,8 кг;
- 1400-1600 руб. за 18-килограммовое ведро.
ХимТоргПроект
Компания ХимТоргПроект производит целый ряд различных битумных мастик с различными техническими характеристиками, в том числе и МБР 65, 75, 90, 100, которые перед применением нужно нагревать.
Холодные составы ХимТоргПроекта продаются под торговой маркой Bitumast.
Фасуется продукция в ведра и банки, вместительностью от 3 до 20 литров.
Цена МБР 65, 75, 90, 100 колеблется в районе 70-100 рублей за 1 кг.
Виды продукции
Для холодных мастик характерна такая же классификация, как и для горячих материалов. Они разделяются на классы по составу. Причем во внимание при разделении принимается только основной компонент.
В настоящее время выделяют несколько основных видов этого материала:
- битумные;
- битумно-латексные;
- битумно-резиновые;
- битумно-кукерсольные;
- битумно-каучуковые;
- битумно-масляные.
Крайне редко учитывается классификация материалов на основе битума по такому параметру, как функциональная предрасположенность. Связано это с тем, что практически для любых работ можно использовать любые разновидности битумной мастики.
Если подробнее говорить про битумно-латексную мастику, то главное достоинство состоит в следующем: она в равной степени подходит и для изоляции поверхностей, и для обеспечения надежной защиты кровельного полотна. Это же касается всех других материалов. Особняком среди всего многообразия мастики стоят материалы, изготавливаемые на основе кукерсольного лака.
Особенность этих материалов заключается в эффективности их использования при изоляции бетонных покрытий и фундаментов. Но для защиты кровельных покрытий они применяются редко, поскольку стоят дорого. Другие разновидности битумных растворов более эффективны в плане изоляции и доступны по цене.
Альтернативные методы изготовления
Множество вариантов самодельных пескоструев обусловлено потребностями владельцев и разными доступными материалами. Сделать собственную эффективную установку можно с использованием изделий, предназначенных для иных работ. К примеру, собрать беспылевой пескоструйный аппарат своими руками поможет агрегат для мойки высокого давления. Ниже приведено несколько рабочих и эффективных вариантов самодельных установок.
Из мойки высокого давления
Собрать пескоструй можно из Керхера. Эта мойка для машин создает высокое давление воды при малом ее расходе. Для получения эффективно работающей беспылевой установки всего лишь нужно собрать специальную насадку на выходную трубку. Потребуется:
- самостоятельно изготовленное или приобретенное в магазине керамическое сопло;
- армированный шланг;
- блок смешивания, подойдет тройник с подходящим диаметром посадки;
- узел регулировки подачи, дозатор с цилиндрического типа;
- трубка для забора абразива, оснащенная трактом подачи воздуха в закрытую емкость с песком или иным материалом.
Водяной пескоструй из Керхера работает на эжекторной схеме. Вода под высоким давлением, проходя через блок смешивания с большой скоростью, создает вакуум в тракте подачи абразива. Песок поступает и выбрасывается с жидкостью под высоким давлением.
У водяного пескоструя данной конструкции есть некоторые особенности.
- Интенсивность потока велика при малом расходе воды. Это позволяет применять установку для стекла, матирования или иной обработки.
- Для стабильной подачи должен использоваться абразив равномерной дисперсии и малой фракции. В бытовых условиях подойдет мелкий, просеянный речной песок.
Из продувочного пистолета
Маленький и эффективный — так можно описать пескоструй из продувочного пистолета. Это устройство позволит с достаточно высокой эффективностью проводить, например, кузовные работы. Однако производительность полностью зависит от используемого компрессора. Для сборки аппарата потребуется:
- готовый пневматический продувочный пистолет;
- сантехнический тройник;
- шаровый кран для регулировки подачи абразива;
- выходное сопло с прижимной гайкой.
Конструкция не отличается сложностью. Как ее собрать — видно на следующем фото.
В качестве емкости для абразива может использоваться как легкий баллон от порошкового огнетушителя, так и пластиковая бутылка.
Используя краскопульт
Создать самодельный пескоструй можно из краскопульта. Для этого понадобится:
- клапан смешивания из обычного пистолета краскопульта;
- рукоять с механизмом подачи воздуха краскопульта;
- бутылка для абразивной смеси:
- тройник;
- шаровый кран-регулятор.
Схема работы готового устройства выглядит следующим образом:
Для сборки конструкции понадобится:
- проточить пистолет краскопульта для использования сопла нужных габаритов;
- присоединить к пистолету тройник смешивания;
- установить и закрепить шланги подачи и циркуляции.
Состав
Мастика состоит из битума и гранулированных минеральных веществ. Точный химический состав по ГОСТ зависит от типа и сферы использования. В результате изготавливают даже гидроизол – плотный изолирующий материал.
Различные ингредиенты, например, минеральный наполнитель, нефтяные продукты, смола, пластификатор, резиновая крошка и добавки, гарантируют особые свойства конечному продукту. Масляная продукция может применяться для изоляции нефтегазопровода.
Композиция состоит из материала битумного связующего и гранулированных асфальтобетонных частиц с диаметром не более 2 мм, причем они составляют 50% всего состава. В расчете на массу заполнителей и измельченный зернистый асфальт, диаметр которого не превышает 2 мм, связующий компонент содержит рециркуляции, при этом его количество составляет минимум 15% в расчете на массу.
Благодаря тому, что композиция имеет модуль сдвига не более 2 тыс. МПа при -10 С и частоту 1 Гц, ее можно использовать повторно. Она обладает теми же характеристиками, что и вышеприготовленный состав. Может использоваться в качестве наполнителя для дорожных покрытий. Было обнаружено, что возможно получить комбинацию тонкоизмельченных гранулированных элементов асфальта и битумного связующего, которая имеет сходные свойства с типами свежеприготовленных составов.
Физические и механические свойства аналогичны.
Материал может иметь в составе следующие масла:
- растительное;
- соевое;
- подсолнечное;
- рапсовое;
- кукурузное;
- арахисовое;
- оливковое;
- кокосовое;
- пальмовое;
- пальмоядровое.
Способ получения включает:
- обеспечение твердого материала, содержащего регенерированные гранулированные частицы, которые имеют максимальный диаметр не более 2 мм и рециркулирующий битум;
- получение свежего битума и омолаживающего агента (необязательно);
- смешивание твердого материала со свежим битумом с получением смеси, содержащей регенерированные зернистые частицы и связующего, состоящего из рециркулирующего компонента и омолаживающего агента (необязательно);
- извлечение смеси, в которой битум составляет от 15 до 75%.