Женщины в картинах знаменитых отечественных художников (120 картин)


13.Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

-художниц-маринист, в 25 лет получил европейскую славу, в 27 лет- живописец Главного Морского штаба России, в 29 лет-профессор Академии художеств
«Девятый вал»(1850) — принесла славу художнику

«Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»

«Сражение при Наварине»(1827) — знаменитая историческая картина

«Кораблекрушение»(1876)

«Кронштадтский рейд»(1840)

«Чесменский бой»(1848) — знаменитая историческая картина

«Смотр Черноморского флота в 1849 году»


Ajvazovskij It’s Georgij monastery-Айвазовский Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент.

1873-Ajvazovskij-It’s the rainbow-Айвазовский-Радуга


1827-Avazovski-There is the sea battle at Navarin-Айвазовский-Сражение при Наварине


1850-Ajvazovskij It’s the 9th wave-Айвазовский -Девятый вал.

1876-Ajvazovskij-It’s a shipwreck-Айвазовский-Кораблекрушение


1848-Ajvazovskij-There is the Battle at Chesmen-Айвазовский -Чесменский бой


1881-КRAMSKOJ-Ajvazovskij-Крамской-ПОРТРЕТ АЙВАЗОВСКОГО


1886-Ajvazovskij-It’s a storm-Айвазовский-Буря.


Ajvazovskij-It’s Leandr tower in Konstantinopl-Айвазовский Вид Леандровой башни в Константинополе


1840-Ajvazovskij-It’s the Kronshtadt roads-Айвазовский Кронштадтский рейд


1849-Ajvazovskij-It’s an inspection Chernomorskij Flot-Айваэовский Смотр Черноморского флота в 1849г

Стили пейзажей

Ландшафтная живопись также делится на категории по стилю написания картин. Каждое направление характеризуется уникальными элементами, которые достигаются использованием специальных техник нанесения красок, игрой цвета, применением дополнительных материалов, искажением проекции.

Реализм

Многие пейзажисты работают в реалистичном стиле. Красота природы настолько совершенна, что достаточно мастерски запечатлеть ее на холсте до последнего листочка. При этом даже появление фотографии не уменьшило популярность реализма в изобразительном искусстве. Только настоящие мастера могут так красиво перенести на холст окружающий мир, что на картине природа будет выглядеть более восхитительно, чем в реальности.

Настоящим мастером, работавшим в стиле реализма, считается Иван Шишкин. Он с такой тщательной точностью выписывал каждую былинку, что был прозван фотографом. Зато благодаря бессмертным творениям мастера можно любоваться первозданной красотой природы прошлого, как на картине «Рожь».

Импрессионизм

Это самый узнаваемый стиль пейзажной живописи.

Новое течение в изобразительном искусстве появилось во второй половине XIX века во Франции, когда художники решили писать картины природы на пленэре без студийной доработки.

Большой вклад в популяризацию импрессионизма внес Ван Гог, который увлекся новой техникой написания. При этом автор придумал свой способ нанесения краски на холст густыми мазками, который используется многими мастерами живописи и сейчас. Одно из самых известных полотен Ван Гога «Вид на Арль с ирисами» написано в ставшей уже классической технике импрессионизма.

Абстракционизм

Это относительно новое художественное течение, появившееся в начале XX века. Абстракционизм — полная противоположность реализма, он искажает предметы до неузнаваемости. Художник своим произведением делает вызов обществу. Далеко не каждый способен понять концептуальное искусство, и абстракция в живописи долгое время не находила отклика в обществе.

Основателем абстракционизма считается Василий Кандинский, которого вдохновили на создание нового направления произведения Клода Моне. Долгое время автор не находил своих почитателей. Теперь же полотна Василия Кандинского уходят на аукционах за баснословные суммы. Так, абстракция «Марнау. Пейзаж с зеленым домом» была продана более чем за 40 миллионов долларов.

Новое направление в изобразительном искусстве привлекло и Каземира Малевича, который работал в то время в стиле импрессионизм. Художник взял за основу принцип абстракционизма, соединил с кубизмом и создал свое течение — супрематизм. Это можно наблюдать в «Утро после грозы».

Сюрреализм

Творческое течение характеризуется большим, чем определенная техника нанесения красок, использование проекций, игра со светом. В сюрреализме особенно ярко проявляется внутренний духовный мир автора, доставая на поверхность глубинные мысли разума. Ярким представителем сюрреалистического направления является Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» можно рассматривать бесконечно и каждый раз находить новый смысл.

Пейзажи, выполненные в стиле сюрреализма, отражают сверхъестественные неуловимые образы снов, мифов, фантазий. В произведениях часто отсутствуют узнаваемые геологические элементы, такие как горы, реки, впадины.

Изображения противоречат традиционным представлениям о пейзажном жанре и предполагают, что внутренний мир за пределами нашего тела важнее и подлежит изучению. Это особенно заметно в картине известного сюрреалиста Марка Эрнста «Превращение огня».

Письменные упоминания о бане

Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре. Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня». Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

Арабский учёный ибн–Даста, путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн–Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища.

В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье».


«Повесть временных лет» (945 г.)

Нестор Летописец

Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят».

В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти».


Князь Владимир Великий

В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства. Никоновский список повествует о том, что в 1019 г. Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание». Врач–монах Киево–Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней. Интересно отметить, что по монастырским уставам больных, находящихся на излечении в монастырской больнице, полагалось мыть в бане два раза в месяц.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) — первая русская женщина–врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу».

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских», относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств . Согласно некоторым спискам этой повести, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой–знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е. занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы» князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы», мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел — тело его стало «здраво и гладко» .


Князя Петра помазывают в бане снадобьем


Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары

Особенности русских парных

В последующем парная вошла в обиход и стала национальным символом, объединяющим за этим делом людей разного характера, профессии и вероисповедания. Художник Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года запечатлел этот момент. Многие другие знаменитые художники и артисты не прочь были попариться и омолодиться и душой, и телом. В современном обществе русская парная распространена в сельской местности, но в городах потихоньку развивается движение за здоровую жизнь, а вместе с ним и русские парные.

Как не упомянуть искусство массажа вениками? Искусство потому что мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. Нам известен оздоровительный природный эффект пара. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. Видны все атрибуты для приятного провождения в бане.

Варианты русской бани

Как говорили предки, происходит очищение души и тела. Конечно, помогает во многом и природа наша матушка, как же без лекарственных растений и трав. Хорошо получилось изобразить истинно русскую деву после парилки у художника Плотников В.А. на картине «В бане» 1898 года.

Согласно исследованиям, парная выводит из организма:

  • шлаки;
  • лишнюю воду;
  • токсины;
  • забирает усталость и стресс.

Как показал Аркадий Пластов на картине «Весна» 1954 года, самой главной особенностью, которой обладает русская парная – это, конечно, сама конструкция. Испокон веков парную строили из сруба деревянного, что дает колоссальный эффект во время банного процесса. О нашей русской бане писали многие иностранные путешественники.

Традиционную русскую парную делят на три вида:

  1. по-черному
  2. по-белому;
  3. внутри печи.

Подготовка

Лучше всего для бани выбрать день в неделю, когда вы это будете делать банные процедуры постоянно. Выбор дня зависит от характера работы и наличия самой бани. Одно дело, когда баня своя и вы пенсионеры, а другое дело — рабочие дни и общая баня. Но желательно баню посещать постоянно, так как у организма вырабатывается условный рефлекс на отделение старой кожи и потовыделение. Кроме этого, заядлые парильщики знают, что прогул даже одной недели сказывается на качестве парилки в следующий визит к баённому.

Перед походом в баню не следует много наедаться, но и нельзя быть голодным. Нежелательно париться, когда чувствуется сильная усталость, прогрессирует болезнь, есть общее недомогание. Хотя, с другой стороны, иногда лучше побыть в бане пассивно, полежать, отдохнуть, попить чай с травами, и то хорошо. Баня полезна круглый год и желательно не прекращать банные процедуры никогда. В бане обязательно рекомендуется в парной закрывать волосы специальными шапками, чтобы жаром не повредить луковицы волос и сами волосы.

Виды пейзажей

У каждого мастера есть неповторимый стиль написания, но существует несколько видов классификации ландшафтной живописи в зависимости от изображенной местности.

Пейзажи бывают:

  • сельскими,
  • морскими,
  • природными,
  • урбанистическими,
  • парковыми,
  • архитектурными,
  • индустриальными.

Сельский пейзаж

Привлекал многих известных живописцев, вдохновляемых простотой деревенского быта. Художники изображали повседневную жизнь, бескрайние поля, домашних животных, нехитрый крестьянский быт. Яркий представитель деревенского пейзажа — произведение русского живописца Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Маринизм

Как отдельное направление искусства возник еще в эпоху Ренессанса и был особенно популярен в Голландии. Художники любили изображать огромные волны, бьющиеся о скалы, передавая бурю страстей. Из русских маринистов наиболее известен Иван Айвазовский, написавший «Буря на море ночью».

Природный пейзаж

Характеризуется изображением лесов, полей, гор в разное время года. Красоту окружающего мира использовали в своих произведениях многие профессионалы. Один из наиболее запоминающихся художников, увлекающихся природным жанром, — Иван Шишкин. Картины великого мастера можно рассматривать бесконечно, настолько детально прорисована каждая веточка, колосок, травинка. Полотно «Утро в сосновом бору», которое находится в Третьяковской галерее, известно во всем мире.

Урбанистические пейзажи

Написаны в городской черте. Это могут быть интересные здания, тротуары, кафе, площади. Произведения урбанистов со временем приобретают и историческую ценность. По картинам можно узнать, как выглядели улицы старинных городов. Ярким примером урбанизации служит полотно Константина Коровина «Ночной Париж».

Парковый пейзаж

Возвеличивает красоту природы и архитектурных сооружений садов, скверов. Пример таких картин — «Царскосельский парк» Андрея Мартынова.

Архитектурный пейзаж

К ней относятся произведения, изображающие различные строения: храмы, мосты, небоскребы, старинные здания. Основателем считается голландец Ганс Вредеман де Врис. Самое известное произведение художника «Дворцовая архитектура с прогуливающимися».

Индустриальный пейзаж

Относительно новый вид пейзажа. Особенно много индустриалов появилось в годы советской власти. Заводы, фабрики, электростанции, крупные стройки стали объектом вдохновения многих живописцев во времена социализма. Но и в западном искусстве можно найти картины известных пейзажистов, выполненных в индустриальном стиле. Такой пример —произведение Клода Моне «Угольщики».

Египетское банное искусство

Она представляла собой двухэтажное здание из камня.

Первый этаж полностью был задействован для прогревания второго этажа, на котором посетители грели тела в вырубленных каменных лежаках.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Они назывались лаконикумами и имели округлую форму, обогревались с помощью открытого огня.

В помещение были предусмотрены различные ванны и бассейн с прохладной водой.

Строение римских бань напоминало настоящий дворец с колоннами и резными фресками.

В более привычном для нас виде бани появились в Египте. Тамошняя знать придавала чистоте тела невероятное значение. Этикетом приписывалось омываться четыре раза в сутки. А после бани – непременно массаж. Он у египтян считался эффективным методом врачевания и профилактики болезней. А медицина Древнего Египта была самой передовой. Чистота тела, умеренность в пище и массаж врачи считали наиболее действенным способом сохранения здоровья и молодости.

Известные зарубежные пейзажисты

Хотя ландшафтная живопись долгое время не считалась отдельным жанром, практически в каждой стране есть великие художники, увековечивавшие красоту природы.

Леонардо да Винчи — настоящий гений эпохи Возрождения. «Пейзаж долины реки Арно» — самый ранний сохранившийся рисунок автора считается основоположником ландшафтной живописи. Хотя природа в то время присутствовала в полотнах многих мастеров, у Леонардо да Винчи впервые окружающая среда стала главным героем вместо фона, где разворачивается действие.

Тициан — знаменитый художник эпохи Ренессанса был известен универсальностью и мастерским изображением природы в религиозных сюжетах. Пример — картина Тициана «Орфей и Эвридика». Автор ввел для тех лет новую концепцию — оживил природный ландшафт светом так, что он больше не служил фоном для главных героев, а выступал отдельным персонажем.

Якоб Ван Рейсдал — великий голландский живописец, творивший в XVII веке, знаменит тем, что придал пейзажному искусству новое измерение, отобразив природу как метафору темных аспектов человеческой психологии. Простые лесные сцены были любимыми сюжетами пейзажиста, и он особенно известен вдохновенным изображением деревьев и облаков, что можно увидеть на полотне «Вид на Харлем с белеющими полями».

Клод Лоррен — французский художник XVII века воссоздавал пейзажи классических Греции и Рима. Лоррен был новатором в направлении, где главными действующими лицами выступали не люди или мифические герои, а элементы окружающей природы, как можно заметить на картине «Пасторальный пейзаж».

Жан-Батист-Камиль Коро — французский живописец XVIII века один из первых, кто начал работать на пленэре задолго до импрессионизма. Художник мастерски использовал естественный свет, делал наброски на природе и дорабатывал свои произведения в студии. «Воспоминания о Мортефонтене» до сих пор служит ученикам пособием по правильной прорисовке деталей.

Питер Брейгель Старший считался самым значительным художником XVI века в Нидерландах. Автор известен колоритными пейзажами и изображением сцен повседневной жизни крестьян и рабочих. Брейгель старший первым в Голландии перестал писать на библейские сюжеты и стал реалистом. Один из основных шедевров живописи автора — картина «Жатва».

Французский художник Клод Моне был основателем импрессионизма. Он руководил созданным им движением, отстаивал свои убеждения о правильном восприятии человеком природы. «Водяные лилии» — самая известная серия произведений Моне было описана как «Сикстинская капелла импрессионизма». Клод Моне считается одним из величайших мастеров во всем мире.

Винсент Ван Гог относится к постимпрессионистам. Мастер расширил течение добавлением ярких цветов, искажением форм и проекций. У Ван Гога была трудная жизнь, омраченная психическим заболеванием. Знаменитым художник стал уже после смерти. Его картина «Звездная ночь» признана шедевром современного искусства.

Поль Сезанн знаменит тем, что связал импрессионизм с кубизмом и оказал влияние на многих известных мастеров. Сезанн писал пейзажи хорошо знакомой ему местности. Автору не нужно было выезжать на пленэр. Многие картины являются игрой воображения и воспоминаниями о знакомых местах, как произведение изобразительного искусства «Тополя».

Хаяо Миядзаки — один из современных художников, создатель всемирно известных аниме. Но японский режиссер прославился также и великолепными яркими пейзажами, который сам пишет для своих мультфильмов. Это можно наблюдать, например, в аниме «Ходячий замок Хаула».

Парная по-черному

Традиционная парная называлась «по-черному» и была жаркой и дымной. В углу бани помещали каменную печь, которая сильно натапливалась и коптила. На полу, чтобы не обжечь ноги, накидывалась солома, так как пол сильно нагревался. Вдоль стен делались топчаны-полки, на них ложились либо садились любители пара, наслаждаясь ароматным вкусным квасом и запахом соломы.

Квас играл немалую роль, так как им периодически поливали жаровню, и парная наполнялась ароматом напитка, а воздух становился более влажным. Из-за открытого очага жар прогревал не только камни, но и деревянные стены. Дым при этом выходил через отдушину в потолке либо через дверь. Обычно присутствовал котел для воды горячей и каменка из камней. Протапливали баню дровами предпочтительно лиственных пород. З.И. Летунов в своей работе «Русские бани», отразил всю суть тех времен.

Итоги

Для того, чтобы пройти минимальный набор оздоровительных процедур в русской бане, требуется не менее трёх часов. Баня – это целый ритуал. Иногда про баню говорят: «Пошёл помыться в баню» — это значит, говорит не парильщик. Иногда под настроение на баню может неспешно уйти до семи – восьми часов и только тогда начинаешь чувствовать, как тело становится невесомым и здоровым.

В завершение отметим, что в русской традиции баню использовали очень широко по многим событиям. Одно из мест применения бани в жизни русского человека – очистка от негативных черт характера, трансформация негативных качеств в положительные, но это уже другая история.

Владимир Хмелев

Шедевры пейзажей

«Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего — произведение маслом, выполненное на дереве, запечатлевает сцену трех мужчин, возвращающихся домой из леса. Глядя на рисунок, можно понять, что промысел не был удачным. Охотники идут понуро, и даже собаки выглядят несчастными.

Картина «Вид на Толедо» Эль Греко словно заряжена мощной энергией. Хотя полотно написано в стиле реализма, оно кажется призрачным виденьем. Автор тонко сравнивает в произведении унылый и мрачный горизонт с пышной растительностью и роскошно холмистой местностью Толедо.

«Гора Фудзи в ясную погоду» японского автора Кацусика Хокусай относится к шедеврам азиатской живописи. Автор создал 36 видов любимой японцами горы в разную погоду. Но самым знаменитым полотном автора стало изображение Фудзиямы в ясный день, выполненное в голубых и красных тонах.

«Девятый вал» Айвазовского вызывает у наблюдателя чувство амбивалентности. Картина олицетворяет одновременно трагедию и надежду. Искусство призвано вызывать эмоции, даже если они противоречивы, и произведение, написанное маслом на холсте, делает именно это.

«Впечатление. Восход солнца» Клода Моне. Картина, выполненная в стиле импрессионизма, проецирует впечатления, а не пытается воспроизвести саму сцену. К тому же на полотне запечатлен гаврский порт, который считается символом возвращения Франции к процветанию после поражения в войне.

«Мон Сент-Виктуар» Поля Сезанна относится к постимпрессионизму. Изображение горы сделано с использованием комбинации геометрии и цветов, чтобы подчеркнуть глубину и расстояние. Говорят, что данный труд Сезанна вдохновил на создание шедевров Пабло Пикассо.

«Пшеничное поле с воронами» Винсента Ван Гога — картина, которую многие критики считают посланием. Произведение создано ближе к концу жизни автора и кажется зрителю зловещим предзнаменованием, поскольку уже тогда Ваг Гог знал, что скоро покончит с собой. Независимо от интерпретации, важным остается тот факт, что картина — это настоящий шедевр, который будет оставаться актуальным на протяжении многих веков.

Полотно «Заморские гости» Николая Рериха изображает первых путешественников, прибывших на Русь из-за моря. Выполненная в стиле импрессионизма картина производит огромное впечатление на зрителей. Эта работа считается отражением прихода варягов на Русь в далеком прошлом.

«Петербург при заходе солнца» входит в сокровищницу мирового искусства. Великий пейзажист Алексей Боголюбов изобразил закат солнца на Неве. Автор настолько тонко передал атмосферу питерской жизни тех лет, что полотно стало настоящим шедевром.

«Москва» Василия Кандинского — яркий результат творчества известного мастера. Картина выполнена в технике абстрактного рисунка с использованием широкой гаммы цветов. В. Кандинский считается пионером абстрактного искусства, и произведение —яркое тому подтверждение.

Предания старины глубокой

Когда появились бани на Руси, точно не скажет никто. Еще в дохристианскую эпоху они были сформированным и самостоятельным продуктом со своей культурой и даже традициями. Упоминания о них можно встретить во времена покорения Царьграда киевской дружиной во главе с князем Олегом из рода Рюриковичей. Уже тогда русская парная, в корне отличалась от византийских родственниц, на которых, в свою очередь огромное влияние оказывали римские термы.

Справедливости ради нужно сказать что банные традиции Римской империи были классическим эталонным продуктом, использовавшим для своего обустройства самые передовые технологические достижения того времени. Даже после падения западной Римской империи под ударами варваров, восточная ее часть продолжала исповедовать и использовать имевшиеся наработки в области гигиены и организации банного досуга.

Но даже такие достижения, такой шик и блеск, который был присущ римским баням, никак не впечатлил наших предков, которые даже в Византии закрепляли за собой право исповедовать исключительно славянский банный обряд. Упоминания о нашей бане есть в классическом письменном памятнике — «Повести временных лет», изречения о русской бане приписываются самому Андрею Первозванному. Европейские гости наших краев, еще со времен Петра и Екатерины также оставили свои свидетельства о нашей бане. Продукте колоритном, самобытном и незабываемом.

Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников

Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.

Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?

Есть два ответа на данный вопрос:

Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.

Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.

«Грачи прилетели» Саврасова (1871 г.)


Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Алексей Саврасов (1830—1897), как и Александр Иванов, совершил революцию. Но более узкоспециализированную. В области пейзажа.

Именно с работы «Грачи прилетели» началась эпоха пейзажа настроения.

Картина имеет один парадокс.

С одной стороны, пейзаж … скучный и монохромный. А что ещё можно ожидать от конца марта, да ещё в малоухоженной русской глубинке? Тут уж слякоть, серый цвет и обветшалость обеспечены.

Но каким-то волшебным образом нам все это кажется милым и душевным. Секрет — в тонком направлении зрителя к приятным эмоциям.

Ведь художник выбрал очень интересный момент: ещё холодно, но уже вот-вот придёт тепло. Это ощущение скорых перемен к лучшему нам и нравится.

Отсюда приятные ощущения, казалось бы, без повода. Просто он еле уловим.

С тех пор, как Саврасов создал своих «Грачей» в 1871 году, почти все русские пейзажи были именно такими — поэтичными и настроенческими.

О картине читайте в статье «Грачи прилетели: почему картина стала культовой»

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

— родоначальник русского реалистического пейзажа

«Грачи прилетели»(1871) — на 1-й выставке передвижников сделала его знаменитым

«Лосиный остров в Сокольниках»(1869), «Зимний пейзаж. Оттепель»; «Радуга»(1875),

«Скоро весна», «Распутица», «Просёлок»(1873), «Зимний пейзаж»(1873)


1869-Savrasov-Losinij island is in Sokolniki-Саврасов-Лосиный остров в Сокольниках


1871-Savrasov-Grachi was fliewed-Саврасов-Грачи прилетели


Savrasov -It’a winter-Hort-Саврасов- Зимний пейзаж.Оттепель


1875-Savrasov -It’s the rainbow-Саврасов-Радуга 1873-Savrasov-Country track-Саврасов-Проселок

Savrasov-Spring goes-Саврасов-Скоро весна 1894-Savrasov-It is a season of bad roads-Саврасов-Распутица


1873-Savrasov-It’s a winter-Саврасов-Зимний пейзаж

История возникновения жанра

В России слово «пейзаж» было заимствовано из французского языка. Paysage означает «сельские виды». Но и для Франции это слово не исконно родное, а образовано от латинских: pays, что означает «местность», и суффикса pagus — «сельская жизнь».

Живописцы пишут пейзажи с древних времен. Греки и римляне создавали настенные изображения с природой, навеянной мифами. Но в те времена нельзя было выделить жанр пейзаж в отдельный вид искусства, так как основной акцент уделялся не природе, а сюжету. После падения Римской империи живопись пришла в упадок, и картины пейзажей воспринимались как декорации для религиозных сцен.

Только в середине XVI века художники стали проявлять интерес к природному миру. В эпоху Ренессанса классификационная система, созданная великими европейскими академиями, выделяла 5 основных жанров изобразительного искусства по иерархии:

  1. Историческая живопись.
  2. Портрет.
  3. Сцены повседневной жизни.
  4. Пейзаж.
  5. Натюрморт.

Хотя пейзажные картины и стояли на одной из низших ступеней иерархической лестницы, все чаще живописцы эпохи Возрождения стали писать произведения, где главным элементом были красивые природные виды.

Япония

Баня по-японски называется «офуро». Вместо традиционной печки с углями и лавок — деревянная бочка с горячими опилками. Садишься в такую бочку почти по шею и мнишь себя Диогеном. Вместо опилок можно сидеть в обычной воде, разогретой до 45 градусов. Главное — голова в холоде. И никакого мыла — жир убиенных животных несимпатичен буддистам.

Общественная японская баня прозывается «сэнто»: в бочке сразу десятку человек тесновато, потому японцы сидят рядком в бассейне. И на тесноту не сетуют: сэнто — скорее, клуб, где разморенные мужчины в бочках вершат судьбы родины.

В токийской бане онсэн (с водой, привезенной из горячих источников) — десятки ванн и бочек. Эти бочонки — не с ромом и даже не с пивом, а с живыми японскими джентльменами. Люд попроще ходит в публичные баньки, которые есть на каждом углу и называются просто «ю» — горячая вода.

7.Перов Василий Григорьевич (1834-1882)

— самый популярный художник 60-х годов. На картинах обличительного жанра печальный сюжет, хмурый пейзаж усиливается серо-бурыми тонами красок, что вызывает ощущение беспросветного мрака, грязи, тоски. Он здорово отразил в своих картинах нравы, типы, взгляды и интересы своей эпохи

«Проповедь в селе»(1861) — получила Большую золотую медаль и дала ему поездку за границу за казённый счёт

«Чаепитие в Мытищах»(1862) —знаменитая обличительная картина

«Тройка. Ученики везут воду»(1866)

«Охотники на привале»(1871) — самая знаменитая картина

«Рыболов» — известная со школьной скамьи картина

«Птицелов» — картина даже на марку СССР попала

«Приезд гувернантки в купеческий дом»

1862-Perov-They dring the tea in Mutishy-Перов Чаепитие в Мытищах.

К середине 90-х годов Товарищество утратило свою роль. До 1917 года прошло 45 выставок.


1866-Perov-They are three-Перов-Тройка.

1870-Perov-Autoportret-Перов (автопортрет).


Perov-Guvernantka come in the merchant house-Перов-Приезд гувернантки в купеческий дом.


Perov-It’s bird catcher-Перов-Птицелов.

Perov-It’s fisherman, angler-Перов Рыболов.

1871-Perov-There are hunters on dinner-Перов-Охотники на привале.

Пейзаж в России

В отечественной живописи к ландшафтному искусству всегда был большой интерес. Художники не могли не замечать красоты окружающей среды — бескрайние луга, густые леса, цветущие поля, морскую гладь. Природа России прекрасна в любое время года, что и запечатлено на полотнах великих отечественных мастеров.

Первые пейзажные моменты замечены еще в иконописи Древней Руси, где живописцы писали лики святых на фоне красивой природы. И хотя это нельзя отнести к классическому жанру — основной акцент иконописцы делали не на природном ландшафте, а на святых, все же это время считается зарождением пейзажной живописи в России.

Рассвет начался в XVIII веке, когда придворные художники стали писать картины дворцовых парков с топографической точностью, что нужно было для географического атласа. Основоположником российского ландшафтного искусства считается Семен Щедрин — живописец при императорском дворе.

Художник основал школу изобразительного искусства, где обучались многие ставшие впоследствии знаменитыми мастера: М. Воробьев, Н. Мартынов и пр. Чаще всего пейзажисты воспроизводили красоты Санкт-Петербурга и его окрестностей с великолепными дворцами, мостами, парками. Поэтому до сих пор сохранилось так много свидетельств архитектуры и ландшафтного дизайна того времени.

В XIX веке становится популярен морской пейзаж, где особенно прославился Иван Айвазовский. Также получает развитие тема романтической живописи. В этом направлении начинают работать многие художники — Саврасов, Левитан, Каменев. Михаил Клодт объединяет тему классического с лирическим стилем и создает эпическое искусство.

Вторая половина XIX века стала поистине золотой вехой развития российского пейзажа. В это время работали такие великие мастера, имена которых на слуху до сих пор, — Иван Шишкин, Архип Куинджи, Илья Репин, Константин Коровин. Живопись перестает быть пафосной, и мастера начинают воспевать красоту русской земли, углубляясь в провинцию.

В XX веке к классическому пейзажному жанру добавляется течение импрессионизм, которым начинают увлекаться многие российские художники. С приходом фотографии реализм считается устаревшим, и мастера ищут новые подходы — импрессионизм, кубизм, авангардизм. Это время ассоциируется с такими именами, как Кандинский, Малевич, Шагал.

Во времена правления Сталина развивается индустриальный пейзаж. Художники создают плакаты, призывающие на стройки века, воспевают красоту фабричных труб, опор линий электропередач.

В оттепель вновь входит в моду импрессионизм. Советские авторы получают возможность более свободно выражать свои мысли через произведения искусства. Но чтобы получать премии, устраивать персональные выставки, живописцам приходится писать на советскую тематику. Многие устремляются на север, чтобы работать в любимом жанре и при этом не идти в конфликт с советской властью.

В это же время становятся популярными художники из союзных республик, воспевающих национальный колорит. Также развивается народный пейзаж в исконно русском лубочном стиле, что можно заметить на картине Татьяны Яблонской «Лето».

«Бурлаки на Волге» Репина (1870—1873)


Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей.

«Бурлаки на Волге» — главный шедевр Ильи Репина (1844—1930). Хотя создал художник его, когда ему не было и 30 лет.

Картина стала особенно популярной в советское время. Очень уж такой сюжет подходил под идеологию об угнетённых. Так что видели мы ее и в учебниках, и на спичечных коробках.

Помните, я рассказывала выше про революцию Александра Иванова? Он первым в русской живописи поставил в ряд обычных людей и наделил их разными эмоциями.

Так вот Репин все уроки Иванова усвоил. Но довёл реализм до абсолюта.

Позировали художнику реальные бурлаки. Мы знаем их имена и судьбы (то есть этим людям повезло: они вошли в историю).

Их внешний вид невероятно правдоподобен. Именно такой одежда и становится от многолетнего ношения и ходьбы по прибрежному бурелому.

В этом плане Иванов ещё был классицистом: хитоны его героев слишком чистые, как в витрине магазина.

Но не только оборванный вид бедняков заставляет нас им посочувствовать.

Художник ещё и пароход вдали нарисовал. Мол, уже двигатели изобрели, а все над людьми издеваются. Да, русские художники любили добавить вот это «Ах, как нехорошо».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]